Главная соперница Александра Лукашенко на президентских выборах и, вероятней всего, их победительница Светлана Тихановская, покинула Беларусь. За несколько часов до отъезда на пресс-конференции она выглядела изможденной, но заверяла журналистов, что не намерена покидать страну.

После она, в сопровождении коллег из своего штаба, отправилась в ЦИК Беларуси, чтобы подать официальную жалобу на процесс подсчета голосов. Как Тихановская выходила из ЦИК, не видел никто. Она перестала выходить на связь со штабом, а на следующий день МИД Литвы сообщил, что Тихановская находится в безопасности на их территории.

Позже появились две видеозаписи, одну из которых она сделала, по всей видимости, на территории Литвы, вторую – еще в Минске. Журналисты опознали диван, на котором сидит Тихановская во втором ролике, в котором она призывает беларусов прекратить выходить на улицы и не устраивать массовые акции. Он находится в кабинете главы ЦИК Лидии Ермошиной.

На видео Тихановская читает текст по бумажке и практически не поднимает глаза на камеру. Совершенно очевидно, что записи предшествовал не самый простой разговор. С кем? Остается только догадываться. Но вряд ли кандидата могла так запугать только Ермошина.

По всей вероятности, отъезд Тихановской в Литву – также дело рук ее неизвестных собеседников. Во всяком случае, незамеченной через закрытую границу с ЕС, кандидат просочиться не могла. Беларусские власти посодействовали этому неожиданному отъезду.

Некоторые комментаторы поспешили назвать отъезд Тихановской бегством и началом конца протестов в стране. Однако большинство сошлось во мнении, что, какими бы ни были причины, по которым она пошла на этот шаг (а на видео из Литвы она намекает, что давление было жестким и выбор слишком тяжелым), свою роль в протестном движении эта хрупкая на вид женщина сыграла так, как не сделал до нее ни один оппозиционный политик.

Ставшая на место задержанного и помещенного в СИЗО мужа - Сергея Тихановского, Светлана со своими соратницами смогла найти ключ к сердцам и умам избирателей, предложив им даже не предвыборную программу, но надежду на мирные перемены в стране.

Многие избиратели еще до начала голосования подчеркивали, что их выбор в пользу Тихановской, – это не выбор личности, но возможность сказать свое «нет» Александру Лукашенко.

Собирая в Минске и регионах многотысячные митинги, Тихановская не раз подчеркивала, что не претендует на пост президента, как таковой, что ей самой очень хотелось бы вернуться к семье и котлетам, но она гарантирует своим избирателям честные выборы президента.

Честность, прозрачность и открытость взамен подтасовкам, лжи и бесконечным унижениям со стороны властей – слишком привлекательная идея, за которой потянулись и гражданские активисты, и простые, еще вчера совершенно неинтересовавшиеся политикой люди.

Именно эта идея о свободной и справедливой Беларуси, а не Тихановская, была и остается главным оппонентом Лукашенко. И этим события в Беларуси отличаются от многих цветных революций, произошедших в нашей части света.

У сегодняшнего протеста фактически нет лидеров, нет четких планов, нет понимания, куда все выльется, но есть сильное солидарное желание людей добиться перемен. И, в первую очередь, сменяемости власти.

Нет, беларусы не требуют интеграции с Россией, или открытия границ с ЕС. Нет у них и сложных и непреодолимых этнических или языковых противоречий. Они всего лишь хотят, чтобы в их стране, наконец, заработали законы. Чтобы ветви власти вспомнили о своих функциях и начали их выполнять. Чтобы сама власть не была сосредоточена в одних руках. И чтобы руки эти не цеплялись за свое место из последних сил.

Получится ли осуществить задуманное? И как именно протестующие представляют себе эту передачу власти – будет ли это отставка, побег, назначенные перевыборы или что-то еще – большой вопрос. Но то, что Рубикон пройден, - совершенно очевидно.

Если у митингующих ничего не получится, Беларусь абсолютно точно утонет в государственном терроре. Уже сейчас спецназ и внутренние войска жестко подавляют мирные митинги, при неудачном исходе, репрессии будут беспрецедентными. Лукашенко не умеет прощать и миловать. По крайней мере, не простых людей.

В любом случае, происходящее сегодня в Минске и регионах страны, очень сильно изменило самих беларусов. И тех, кто в эти дни бегал от резиновых пуль и светошумовых гранат, и тех, кто, пробиваясь сквозь заблокированный интернет, искал крупицы правдивой информации о происходящем, в то время как государственные телеканалы рассказывали об уборочной страде. 

Забыть происходящее уже не возможно, для этого Лукашенко придется сделать лоботомию всей стране.

А Светлана Тихановская? Не исключено, что она еще вернется в строй. И вступит в должность президента страны. В это продолжают верить тысячи ее сограждан.