Можно понять усталость украинцев. Более полугода страна живет в состоянии постоянного стресса. Майдан, окончившийся кровавой жатвой Януковича. Противостояние в Крыму. Эскалация на Донбассе, которую удалось локализовать ценой неимоверных усилий. И вот сейчас, когда боевиками контролируется относительно небольшая часть территорий Донецкой и Луганской областей, хочется, чтобы все это поскорее завершилось. Какое перемирие? Какие переговоры, да еще с бандитами? Уничтожить врага немедленно и жить нормальной жизнью.

Мы уже забыли, как два месяца назад, когда у нас фактически не было армии, мы ожидали прорыва российских войск на крымском перешейке, оккупации Херсонской и Одесской областей, вторжения в Донбасс и Харьков. На нашей границе были сосредоточены силы, вполне достаточные для операции на всем юго-востоке, и даже для удара по Киеву - как известно, в Кремле были и такие планы. Да, на эти планы повлияла и реакция международного сообщества, и мужество наших военных, доказавших, что поход солдат нового рейха на запад не будет парадом. Но российская армия никуда не делась - она отошла от наших границ, однако может перегруппироваться и вернуться. И наша цель - как, впрочем, и цель международного сообщества - сделать такую интервенцию невозможной. Мы должны понять одну простую вещь: Путин обречен на поражение, если не введет войска. Но это поражение не произойдет в одночасье.

Появление Медведчука в роли посредника для общения с путинскими диверсантами, да еще и по предложению Меркель - это еще не уступка. Это - инструментарий: если нужно изображать передачу требований боевикам и сообщать их реакцию, то кто это может делать лучше человека, которому доверяет тот, кто сам же диверсантов и послал?

То, в каком формате общаются относительно мирного урегулирования на востоке, показывает, что во время переговоров в Нормандии с участием Олланда, Меркель, Порошенко и Путина удалось прийти к некоему рамочному соглашению относительно урегулирования конфликта. Не нужно думать, что это согласие нужно Путину меньше чем нам, потому что ему необходимо избежать секторальных санкций, критичных для российской экономики в ее нынешнем состоянии. Не нужно думать, что европейцам это согласие нужно меньше чем нам, потому что им, как это ни странно прозвучит, тоже важно избежать секторальных санкций и добиться окончания вооруженного конфликта на востоке Украины. Не нужно думать, что урегулирование этого конфликта не потребует от нас уступок. Мы находимся во взаимодействии с политиками, для которых уступка - это жизнь: Меркель второй раз в “большой коалиции” с социал-демократами и ничего, жива и здорова. Кстати, нужно понимать, что появление одного бывшего социал-демократа в роли посредника для общения с путинскими диверсантами, да еще и по предложению Меркель - это еще даже не уступка. Это - инструментарий, причем вполне логичный: если нужно изображать передачу результатов консультаций боевикам и сообщать их реакцию, то кто это может делать лучше человека, которому доверяет тот, кто сам же диверсантов и послал? Так что не растрачивайте пыл попусту. Уступки еще будут. Никому еще не удавалось обеспечить территориальную целостность и мир просто так.

Альтернативы? Они есть. Продолжение военной операции - причем мы должны понимать, что Путин не успокоится и продолжит посылать на восток и “добровольцев”, и технику (не стоит думать, что граница перекрыта настолько, что техника уже не пройдет, это же наша граница). Не сомневаюсь, что рано или поздно мы одержим победу. Но вся эта история может растянуться даже не на месяцы. Можно пойти не на “зачистку” территории, что в нынешних условиях означает бои в жилых кварталах и серьезные жертвы среди мирного населения, а на изоляцию неблагополучного региона - то есть на перенос границы. Но эта граница не будет границей стабильности. Мы своими руками соорудим для себя сектор Газа и будем от него отбиваться - к тому же российская граница на других участках никуда не денется. А теперь представьте себе какой “черной дырой”, каким резервуаром нестабильности станут изолированные районы, весь этот союз бандитских республик Донбасса. И как это повлияет на всю остальную страну.

Поэтому наша главная задача - добиться восстановления территориальной целостности, прекращения вооруженного мятежа диверсантов, создания (с помощью Обамы, Меркель и Олланда) надежного международного механизма недопущения российского вторжения - методом  кнута и пряника для товарища Путина. А затем начать борьбу за умы людей, одурманенных нацистской пропагандой нового рейха. Мы должны привести Донбасс в Европу вместе со всей Украиной и создать условия для возвращения в нашу страну Крыма и демилитаризации Севастополя. Это - задачи на годы. Долгая и упорная борьба добра со злом, будущего с прошлым, человечности с ненавистью и кровожадностью. И в этой борьбе не может быть простых решений, нельзя обойтись без компромиссов, шахматных ходов и временных отступлений. И уж тем более в этой борьбе нельзя поддаваться эмоциям и истерике.

В противном случае мы потеряем куда больше, чем Донбасс.

Виталий Портников, журналист