Как менеджер, я всегда был недоволен плодами нашей системы образования. И когда появилась возможность выступить одним из модераторов стратегической сессии по реформе системы образования, с радостью согласился. 25 июня две сотни педагогов, администраторов от образования и просто активистов искали ответы на вопрос "что делать?" Мероприятие было наполнено драйвом и предвкушением изменений. Прозвучало много хороших идей, их можно посмотреть списком в группе РЕФОБ на Facebook.

В этой колонке хочу поделиться выводами из проделанной работы. Все выработанные предложения можно разделить на три блока: "лозунги" - 30%, "педагогические изменения" - 60% и "системные изменения" - 10%.

"Лозунги" - это предложения типа "увеличить уровень самоуправления" или "стимулировать творческий подход педагогов". Этот тип предложений имеет низкую прикладную ценность, и был полезен как факторы разогрева дискуссии, но не более.

"Педагогические изменения" представляют собой различного рода способы улучшения качества учебного процесса либо его обеспечения. Это предложения типа "планшетов, облачных сервисов и электронных книг", "школьного автобуса" или "индивидуальных образовательных траекторий". Они фрагментарно реализуемы уже сейчас - для этого требуется либо граничащая с безумием самоотверженность педагога, либо дополнительное обильное финансирование. Их недостаток в том, что в рамках существующей системы они не могут быть реализованы массово или регулярно. Эти изменения находятся в конце цепочки причинно-следственных связей, и они никоим образом не влияют на принципы взаимодействия между субъектами образовательной системы.

Реформа любой сложной организационной системы состоит именно в изменении принципов взаимодействия субъектов внутри нее. Осуществление реформы заключается в поиске ключевых, центральных факторов, изменение которых запускает цепную реакцию других, периферийных, изменений. Поиск таких ключевых факторов, обоснование их необходимости всем стейкхолдерам системы, нейтрализация влияния субъектов, чьи интересы ущемляются или просто вынужденно выводятся из зоны комфорта, составление плана и его осуществление - это и есть реформа. Так вот, предложений, которые, на мой взгляд, являются способом изменения системы, было немного. Тем не менее, на их основании уже можно сформировать некую стратегию реформы. Ниже попытался увязать собранные идеи в три проекта с внутренней причинно-следственной связью и обоснованием мотивации субъектов системы.

Самыми главными, по моему мнению, являются предложения, касавшиеся государственного финансирования системы образования, обеспечения ее "бесплатности". Наиболее лаконичная формулировка этого принципа - "деньги идут за ребенком". В фундаменте модели не просто новый принцип финансирования, а прежде всего совершенно новое распределение функций и ответственности между участниками системы.

Суть в следующем.  Государство дает возможность родителям самостоятельно распорядиться положенной суммой государственного финансирования и "отнести" ее в конкретную школу, независимо - частную или государственную. Образование становится коммерческой услугой, лучшее финансирование получают школы с лучшим качеством образовательной услуги. Единственное, что должно сделать государство в лице Министерства образования - дифференцировать выплаты по размеру населенных пунктов и региону.

В новых условиях директор вынужден стать менеджером, отвечающим за финансовый результат деятельности его предприятия, который в свою очередь зависит от количества учеников. Он вынужден заниматься и маркетингом, и продажами, и качеством услуги, а значит, селекцией и мотивацией лучших педагогов. Соответственно, возникнет конкуренция между самими педагогами, появится мотив повышать свой профессионализм и результативность, а значит, реализовывать различного рода "педагогические улучшения". Директор сам становится мотивирован вводить в школе различные востребованные, но пока внепрограммные курсы, такие как "финансовая грамотность", "критическое мышление" и др. Автоматически решается вопрос с законностью "родительских" денег в школе. Государственные деньги должны обеспечивать базис, директор школы и местная власть, если они заинтересованы в повышении качества образования или хотя бы в выживании школы, будут вынуждены находить ресурсы так же, как они это делают сейчас, но законно.

Директор школы должен стать менеджером, отвечающим за финансовый результат деятельности его предприятия, который в свою очередь зависит от количества учеников. Он вынужден заниматься и маркетингом, и продажами, и качеством услуги, а значит, селекцией и мотивацией лучших педагогов

Отпадает необходимость в большой бюрократической инфраструктуре, задействованной сегодня в распределении финансовых потоков и контроле школ. Директора школы на условиях срочного контракта назначает громада, определяет KPI его работы и оценивает результат работы школы за год. Она принимает решение о необходимом количестве школ, выделении ресурсов, привлечении инвесторов, решении транспортных проблем и формах организации управления образовательной инфраструктурой. Соответственно, контроль такой системы осуществляется непосредственно выгодоприобретателями -  избирателями.

Часть школ в Киевской области уже финансируются по такой модели. Но пока это делается точечно, а должно внедряться сразу для всей системы, например, для отдельного района, если это проводить в режиме эксперимента. Да, должны появиться "школы-банкроты", и местной власти придется решать, что с ними делать.

Другая важная зона в реформе образования - это построение системы контроля качества образования. Система должна быть объективной, а значит, независимой от учителей и администрации конкретной школы. И внедрена во всех классах, на всех этапах развития ребенка.

Наиболее яркая формулировка, прозвучавшая в этой зоне - "ВНО (внешнее независимое оценивание) ежегодно, начиная с 4-го класса". При этом необязательно, чтобы оно проводилось государством и за государственные деньги, главное, чтобы оценивание оставалось внешним по отношению к школе. Заниматься таким ВНО может некое отраслевое объединение, которому государство может делегировать некоторые свои функции.

Такая инновация в конечном итоге позволит:

1. Создать единый ориентир для всех школ в ситуации относительной их самостоятельности в части формирования программ, выбора учебников, снижения другого регуляторного давления на школы.

2. Снизить вероятность злоупотреблений ВНО в выпускных классах и вычислять флудд - странно будет выглядеть, если закоренелый троечник вдруг на выпускном ВНО становится отличником.

3. Составлять всеукраинский рейтинг учеников по объективным знаниям, и создаст мотивацию учителям выкладываться во всех классах, не только выпускных.

4. Составить рейтинг качества работы как отдельных педагогов, так и отдельных школ.

5. Даст свободу директорам школ в применении форм образования (домашней, экстернаторной, дистанционной, инклюзивной), главное - результат на ВНО в конце года или четверти.

6. Появится объективный критерий выбора детей для олимпиад и МАН, исчезновение проблемы "лимитов" при выдвижении детей на олимпиады.

7. ВУЗы смогут принимать участие в формировании перечня предметов для ВНО в каждом классе, и таким образом отрегулировать количество предметов в старшей школе - о чем не раз говорили участники сессии.

Именно место в рейтинге школ по результатам ВНО будет одним из главных критериев для оценки результатов работы директора школы громадой (местным органом власти) при продлении контракта на следующий год, родителями - при выборе школы. В свою очередь, директор получает объективный инструмент оценки работы учителя, а учитель получает мотивацию "тянуть" всех учеников, а не только тех, которые покупают у него дополнительные занятия.

Третья зона реформы образования - построение системы выработки, отбора и распространения know-how. Под ноу-хау имею в виду весь спектр знаний, необходимый для достижения высоких результатов для каждого участника системы - и учителя, и директора школы, и родителей, и руководителей местных органов власти. Уже сейчас есть талантливые педагоги, активные предприимчивые директора школ, здравомыслящие руководители местных органов власти. Этих людей нужно идентифицировать, помочь им превратить наработанный опыт в знания, мотивировать делиться этими знаниями. Нужна система перманентного обмена знаниями между участниками системы. Государственные органы системы образования и общественные активисты должны выступать модераторами в такой системе наработки и распространения знаний. Эти идеи нашли свое отражение в предложениях по созданию центров знаний, программ обмена и стажировок.

По моему мнению, именно эти три проекта реформ: "деньги идут за ребенком", "ВНО с 4-го класса" и "распространение know-how" способны выступить драйвером изменения модели поведения всех участников системы образования. Находясь в начале цепи причинно-следственных связей, они приведут к постепенной перестройке всей системы. Замечу, что сейчас игнорирую наличие или отсутствие юридической базы. Исхожу из того, что в наше революционно-реформаторское время возможно все.
Автор - Валентин Калашник,
экономист, эксперт в области маркетинга


Подписывайтесь на аккаунт ЛІГАБізнесІнформ в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.