25 ноября российские суда блокировали для украинских кораблей вход в Азовское море, затем обстреляли их в Черном море, протаранили некоторые из них, захватили три украинских корабля и ранили шесть членов их экипажей. Россия также отправила в этот район вертолеты, чтобы держать его под контролем и иметь огневое преимущество над любыми украинскими силами, которые могли бы приблизиться к месту событий.

Во-первых, по любым меркам это были военные действия. Стоит помнить, что в 1812 году именно из-за таких инцидентов Соединенные Штаты вступили в войну с Великобританией. Во-вторых, претензии Москвы на суверенитет над Крымом, Азовским морем и Керченским проливом как над российскими территориями являются полностью незаконными. Притязания России основываются только на силе, примененной против ее более слабых соседей. Можно не сомневаться, что по отношению к любому союзнику НАТО Россия такого бы себе не позволила.

Предпринятые действия также являются частью намерения России закрыть Черное море для иностранных перевозок вопреки международной конвенции. Они также означают серьезное нарушение концепции свободы морских путей, основополагающего принципа международного порядка и политики, которой США придерживались на протяжении двух столетий. Наконец, эти действия отражают предпринимаемые Москвой усилия по применению силы и угроз, которыми она рассчитывает подчинить себе Украину.

Действия России очень напоминают действия Китая в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. Тогда Пекин в одностороннем порядке объявлял суверенитет над этими территориями, захватывал плацдармы, строил искусственные острова, в значительной степени милитаризировал их (как это делает и Россия в Крыму), а затем отказывался принять заключения международных юридических институций. Теперь Пекин использует созданный им тогда рычаг для принуждения других государств Юго-Восточной Азии к экономическим соглашениям на условиях Китая, чтобы разведать на этих территориях потенциальные месторождения углеводородов. Точно так же и Москва захватила украинские добывающие платформы в Черном море сразу же после вторжения в Крым и извлекала выгоду из них, одновременно пытаясь задушить украинскую прибрежную экономику.

Что следует предпринять для противодействия российским операциям? Украина является жертвой российской агрессии с февраля 2014 года, когда Россия вторглась в Крым. До этого вторжения Россия и Украина рассматривали воды Азовского моря и Керченского пролива как совместные внутренние воды, - аномальный, однако международно признанный правовой статус. Сегодняшняя претензия России на обладание полным суверенитетом над этими территориями лишена оснований и зиждется исключительно на военной силе.

Несмотря на то, что в этом конфликте Украина уступает в военной мощи, у нее есть варианты ответа. Она может предпринять операции по прорыву блокады, хотя они, вероятно, не принесли бы успеха с учетом тех сил, которые Москва туда направила. Тем не менее, Украина не должна оставаться пассивной в ответ на прямое нарушение ее суверенитета и территориальной целостности. Украине стоит тщательно оценить возможность специальной операции для нарушения цельности моста, который Москва построила через Керченский пролив и который связывает Крыму с Россией. И это не все. Украина обязана предложить Соединенным Штатам и НАТО отправить флот боевых кораблей для посещения Мариуполя, главного города на побережье Азовского моря, и поставить Россию перед выбором - пропустить флот НАТО или заблокировать для него возможность посещения украинских портов. При этом корабли должны быть вооружены и иметь воздушную поддержку, но с приказом не стрелять, если только по ним самим не будет открыт огонь.

Настало время для того, чтобы счет за авантюры Путина был решительно предъявлен и ему самому, и его окружению, и всем россиянам.

Могут возразить, что такая операция будет воспринята Россией как провокация.

Скажем прямо: именно Москва, а не Киев, и уж точно не Брюссель и не Вашингтон, занимается провокациями и постоянно поднимает ставки. Москва способна угрожать Украине, пребывая в заблуждении, что превосходство в силе может дать ей надежду на победу над Украиной. Но Москва ни при каких условиях не способна подобным образом шантажировать НАТО. Из-за экономической стагнации и под давлением санкций, которые будут усилены после действий Кремля, российская общественность не желает продолжать затяжную войну с Украиной. Ни российские вооруженные силы, ни экономика РФ не могут нести такое бремя без серьезных дополнительных затрат, которые не могут быть скрыты и непременно повлияют на рядовых россиян. Учитывая страх государства перед информированной общественностью и неизбежные экономические неурядицы, такая акция НАТО вскроет московский блеф и станет серьезным шагом к восстановлению возможности общего снижения насилия. Привлечение сил НАТО непосредственно в воды Украины продемонстрировало бы, что Путин не завоевал новые земли, а окончательно потерял в Украине союзника, да еще и привел флот НАТО в непосредственную близость к своим границам. Без обострения военной ситуации такой ход поставит под вопрос политические основы режима Путина и его веру в нерешительность НАТО. Он также восстановит контроль над ситуацией для Украины и ее союзников и, не прибегая к военным действиям, одним движением прикончит российскую стратегию.

Настало время для того, чтобы счет за авантюры Путина был решительно предъявлен и ему самому, и его окружению, и всем россиянам.

Материал "Russia’s Provocations in the Sea of Azov: What Should Be Done?"
опубликован на сайте Atlantic Council
в рамках проекта UkraineAlert

Перевод LIGA.net с ведома и разрешения правообладателя