Заявление федерального канцлера Германии Ангелы Меркель о целом ряде проблем для сближения Европейского Союза и Украины наблюдатели восприняли как окончательный приговор амбициям Виктора Януковича, который рассчитывал подписать соглашение об ассоциации без освобождения своего главного политического противника - Юлии Тимошенко. Меркель подчеркнула, что Тимошенко в тюрьме - не единственная преграда для подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС. И, таким образом, говорить вроде бы и не о чем. Ассоциации все равно не будет.
Эстонцу Ансипу несложно принять логику киевских собеседников: его жизни в качестве преуспевающего европейского политика  предшествовала совсем другая жизнь и карьера -  преуспевающего советского партийного функционера. Меркель осведомлена о той жизни не хуже - ее молодость пришлась на ГДР. Но только карьеру в ГДР дочь пастора  сделать по определению не могла

Но в дипломатии важен контекст. Почему Меркель вообще заговорила об Украине и ее отношениях с ЕС в такой тональности? А потому, что канцлер была явно раздражена атмосферой консультаций с эстонским премьер-министром Андрусом Ансипом, с которым обсуждала, среди прочего, и вопросы отношений с соседями Евросоюза. Ансип, напомню, совсем недавно был с официальным визитом в Киеве, проводил переговоры с Виктором Януковичем и Николаем Азаровым. И огорошил журналистов фразой о том, что судьба "одной дамы" не должна стать препятствием для европейской интеграции нашей страны - так, как будто речь идет действительно о личной судьбе, а не об избирательном правосудии. Эта фраза эстонского премьера продемонстрировала скорее индивидуальные представления Ансипа о демократии, а вовсе не позицию Евросоюза в целом. Удивляться такому противоречию не стоит. Это естественные издержки отношения к европейским ценностям в объединении, которое включает в себя и бывшие советские республики. Эстонцу Ансипу несложно понять - и принять - логику своих киевских собеседников: просто потому, что его жизни в качестве преуспевающего европейского политика правого толка предшествовала совсем другая жизнь и карьера - преуспевающего советского партийного функционера. Самое интересное в том, что Ангела Меркель осведомлена о той жизни не хуже Андруса Ансипа - его молодость пришлась на советскую Эстонию, а ее - на ГДР. Только политической карьеры в ГДР Ангела Меркель - дочь пастора - сделать по определению не могла, поэтому смотрела на общественную жизнь с другой стороны. Скажем так: Меркель тоже великолепно понимает логику киевских собеседников Ансипа, только гораздо меньше им сочувствует.

Само столкновение двух позиций - стран, которые уверены, что без освобождения Тимошенко с Януковичем  говорить не о чем, и стран, которые считают, что нужно подписывать документ без лишних разговоров, иначе Украину поглотит Россия - и привело к повышению ставок. Проще говоря, если Янукович освободит Тимошенко, Ансип и другие сторонники ассоциации смогут уговорить Меркель и прочих принципиальных европейцев закрыть глаза на невыполненное домашнее задание. Не освободит - эстонскому премьеру и другим приверженцам мягкого подхода к Украине просто напомнят, что дело не только в Тимошенко - и дискуссия завершится, не начавшись.

Виталий Портников, журналист