Казахстан штормит. Со 2 января на улицах казахстанских городов и сел круглосуточно протестуют тысячи людей. Все началось со скачка цен на сжиженный газ. Но как выяснилось, причины несколько глубже.

LIGA.net попросила Айдоса Садыкова объяснить, что происходит в стране, что заставило казахов выйти с протестами против действующей власти, возможен ли в стране белорусский сценарий и где же лидеры протеста.  

Неужели цены на газ всему виной? Или это только тригер для населения, который переполнил чашу недовольства действующей властью?

Цены на газ – лишь повод для протестов. Исходя из ситуации в стране, им могло стать все что угодно. Реальная причина протестов – недовольство режимом Назарбаева. Народу надоел режим, который 30 лет управляет государством и заставляет людей жить в нищенских условиях. 

Во всем виноват режим экс-президента Казахстана Нурсултана Назарбаева и коррупция, которую он породил?

За все годы правления диктаторский режим настроил население против себя не только преступлениями против населения: расстрелом в Жанаозене в 2011 году, массовыми репрессиями. Он постоянно разжигал рознь среди населения. Все родственники и близкие Назарбаева – долларовые миллиардеры, которые владеют ресурсами страны, управляют силовыми ведомствами. 

С появлением Интернета и соцсетей, люди увидели, что вся экономика страны находится в руках небольшой кучки людей. Тогда как у остальных 19 млн населения нет ничего, кроме маленьких зарплат и нищеты. 

Люди понимают, пока этот режим при власти, ни у них, ни у их потомков не будет будущего. 

Можно ли утверждать, что люди, вышедшие на улицы городов Казахстана, транслируют мнение и недовольство всего населения страны?

На улицы городов Казахстана вышло активное население страны, в силах которого, как и в любой другой стране, влиять на ситуацию.

Только в одном Жанаозене круглосуточно на улицах стоит от 5 000, иногда до 10 000 человек, в Актау, Актобе, Атырау – от 3 000 до 5 000 протестующих. В Алматы – выходило до 50 000 человек. В сумме речь идет о сотнях тысяч людей. 

Неважно, сколько это от от процентной массы общего населения страны. Мнение активной части общества, которая вышла на улицы, – это и есть мнение всего народа Казахстана. Например, на Майдане во время Революции достоинства в среднем было около 50 000 человек в день. Это 0,01% от всего населения Украины. То же самое сейчас происходит и в Казахстане. 

Раньше были подобные протесты против власти?

Протесты в Казахстане – непрерывный процесс. На протяжении 2021 года были десятки митингов и забастовок. В 2019 году прошли массовые митинги во время инаугурации действующего президента Казахстана Касима-Жомарта Токаева. Тогда под резиденцией экспрезидента Нурсултана Назарбаева стояло около 200 000 человек. В 2016 году были массовые "земельные митинги".

Но никогда протесты не длились так долго и круглосуточно, не охватывали всю страну: люди разных профессий протестуют не только в больших городах, но и в селах. Протестуют нефтяники, работники других добывающих компаний. 

То, что сейчас происходит, особенно в западном Казахстане, – это не митинг. Это Майдан. Такого в истории страны еще не было.

Возможен ли в Казахстане белорусский сценарий?

Сейчас стало известно, что в Атырау убит один из демонстрантов, еще одного ранили в голову. Пока не выяснили обстоятельства, но и в Алматы происходит какая-то стрельба. На улицы вывели бронетехнику.

То есть факты силового воздействия присутствуют. Пока это не массовые расстрелы. Случиться может все что угодно. Но если власть применит силовой метод подавления протестов, на этот раз жертв будет очень много. И это будет иметь очень большие последствия для режима.

Будет ли режим Назарбаева идти до конца?

Они не будут уступать, если в их руках будут находиться силовики, которые будут беспрекословно выполнять все приказы действующей власти. Если полиция и военные будут отказываться выполнять приказы, как уже происходит в некоторых регионах, сценарий пойдет другим путем.

В этом случае у режима будет два варианта: либо бежать из страны, либо договариваться.

Какую роль в "решении" этого конфликта может сыграть Россия. Например, ввести в страну войска под видом спасения русских, как в Украине. Ведь мы знаем, что Кремль не раз заявлял претензии на северные области Казахстана.

Нельзя ничего исключать. Вы же понимаете, какая сейчас ситуация в стране. И это население так поступает с внутренним врагом. Представьте себе, если кто-то вздумает наступать на Казахстан. В этом случае для президента РФ Владимира Путина это будет очень большая война, с многочисленными жертвами. Этот кусок он не сможет проглотить.

Но Казахстан же дружен с Россией? Какие сейчас отношения между странами? 

Казахстан, Россия, Беларусь, Армения входят в Евразийский союз, который фактически управляется Путиным. Также Казахстан входит в военно-политический союз ОДКБ, штаб-квартира которого находится в Москве, множество других мелких пактов, созданных Путиным. Поэтому действующий режим власти в Казахстане зависим от Кремля и политически, и частично экономически. Как и от Китая. 

Значит Путину выгодно, чтобы в Казахстане сохранялся режим и порядок, который с ним на "ты" и зависим от Кремля. 

Конечно. Путину выгодно, чтобы Казахстаном управляла подконтрольная ему фигура, которая будет выполнять все его указы, не будет самостоятельно вести внешнюю политику – например, идти на сближение с Западом, США. 

Может ли Китай воспользоваться ситуацией и развернуть экспансию в Казахстан?

Территориально Китай не претендует на земли Казахстана. Открыто, по крайней мере. У Китая другая политика – проникновение. Сначала экономическое, потом с помощью китайского населения. Но это не случится сразу, это будет постепенное завоевание.

У этих протестов нет лидеров. Кто ведет протестующих? И если говорить о смене действующего режима, есть ли адекватная замена, которая поведет страну демократическим путем?

Единого лидера, единого центра, как в Беларуси или Украине, нет и не было. Есть коллективный лидер – общественные деятели, оппозиционеры, люди, которых уважает общество и которые сейчас находятся там, на баррикадах, поддерживают нас из-за рубежа. Каждый город, поселок действуют автономно. 

На данном этапе наличие лидера – это не важно. Все определится по завершении ситуации. Возможно, даже и хорошо, что все так случилось.  

Сценарии развития конфликта? Или нет другого выхода, кроме как "сила на силу"? На этом этапе эксперты, в том числе ОБСЕ, считают, что проблему можно решить с помощью диалога.  

Пока власть думает, что сможет решить "проблему": либо силовыми методами, либо с помощью обмана или манипуляции. Если станет ясно, что режим шатается, уже и протестующим незачем будет садиться за стол переговоров. 

Если режим будет свергнут, есть ли у оппозиции план, как вернуть стране то, чем сейчас владеет окружение Назарбаева, против чего, соответственно, и случилась вся эта история. Есть ли план будущего?

Сейчас об этом говорить рано. Мы не понимаем, как все может закончиться. Но у оппозиции есть множество программ. После смены любого режима к власти приходит коалиционное временное правительство, которое возьмет на себя управление страной. После этого – выборы по законному сценарию.