Относительно приказа командирам воинских частей о предоставлении информации административному управлению штаба Сухопутных войск о наличии в воинских частях ВСУ политических руководителей.

Вышедшие на контакт источники в военном руководстве отмечают, что приказ, который отправило в войска КСВ, не является инициативой командования. А издан он по поручению одного из руководителей Генштаба. А источники, близкие к одному из руководителей Генштаба, утверждают, что инициатива не их — они получили такой запрос от Кабмина. К сожалению, сам запрос военные пока не могут показать, но думаю, что так и есть, будем еще искать документ. По одной из версий, которая сейчас распространяется в комментариях, это сделано якобы из-за принятия закона о политически значимых лицах (PEP).

Но на самом деле давайте изучим факты и увидим, что с вопросом PEP этот странный запрос никоим образом не связан, а похож на прямой политический заказ действующей власти, который военное командование автоматически направило в войска, или из-за недостаточной квалификации военных юристов, или из-за звонков из высокого политического офиса. Вот почему я так думаю:

1. Информацию о руководстве политических партий в рядах ВСУ Кабмин может получить без военных вообще и без всяких приказов. В Реестре политических партий Министерства юстиции все руководители всех политических партий уже зарегистрированы! И потому Министерство обороны должно было получить от Минюста список лиц, числящихся руководителями политических партий, и Минобороны на этот запрос с конкретными данными дало бы ответ: получают ли такие люди денежное довольствие. Вот и все. Это гораздо быстрее и проще и не надо отвлекать командиров воинских частей.

2. Юристы Кабмина, Минобороны, Генштаба и КСВ почему-то упустили, что закон определяет, что военные не имеют права выполнять такой запрос, а тем более выдавать приказы на его выполнение. Закон "О Вооруженных Силах Украины", статья 17, прямо определяет, что "военнослужащие прекращают членство в политических партиях и профессиональных союзах на период военной службы". Закон "О политических партиях", статья 6, определяет, что военнослужащие автоматически не являются членами политических партий. А при поступлении на военную службу по мобилизации или контракту данных о статусе в руководстве политических партий военнослужащий предоставлять не обязан. То есть у ВСУ по определению закона нет возможности и права предоставлять никакой информации о политической деятельности военнослужащих.

3. Если предположить, что об отсутствии информации о политических руководителях в ВСУ и о незаконности таких требований, ни о наличии всех этих данных в Минюсте Кабмин не знал, потому что там работают полные бездари, и они сделали глупость, чтобы таким образом узнать о наличии PEP в армии, то в приказе КСВ к командирам частей и в запросе информации в КСВ нужно было бы так прямо и написать: предоставьте информацию о политически значимых лицах согласно закону Украины такому-то. Но я сейчас цитирую это несекретное распоряжение: предоставить информацию "о членах руководящих органов политических партий, мобилизованных в ряды ВСУ". Статус PEP гораздо шире, PEP – это не только руководители политических партий, это большой перечень связанных с публичной и государственной деятельностью лиц. То есть кто и почему заинтересовался политическими руководителями – это явно не связано со статусом PEP. Это политический заказ.

4. Это мелочи, но по форме: если бы такой несекретный запрос Кабмина не был политическим заказом, то его открыто обнародовали бы на сайте Минобороны, сослались бы на закон, который этого требует. И в таком случае распоряжение к командирам воинских частей не содержало бы отметки "Срочно", пятидневный срок и контроль выполнения, которые почему-то поставили на распоряжение, разосланное командирам каналом служебной связи.

5. Бывший военнослужащий Сил ТрО ВСУ Андрей Денисенко написал, что ранее во время его службы политическую информацию в армии уже собирали:

"Осенью прошлого года подразделения МПО Сил ТРрО собирали и отправляли в центр информацию по всем депутатам, блогерам, политическим и общественным деятелям, которые проходят службу. Что не могло быть без соответствующего приказа".

Будем ждать официальных разъяснений, кто и на каких основаниях отвлекает во время боевых действий командиров воинских частей такими нелепыми запросами. Если это запрос Кабмина – значит, ответственность за эту затею несут премьер-министр Шмыгаль и министр обороны Умеров. Они должны это объяснить, зачем придумываются такие бумажки, которые никак не способствуют защите Украины, а наоборот – политизируют армию.

Фактически таким распоряжением создается токсичность вокруг всех пришедших на службу в армии политических лиц.

Надеюсь, наши некоторые уважаемые военные руководители сделают выводы, что иногда на незаконные прихоти политиков надо иметь смелость сказать: "Извините, но юристы нам такое подписывать запретили".

Надеюсь, верховный главнокомандующий Владимир Зеленский обратит внимание на эту позорную глупость и немедленно запретит кому-либо втягивать армию в любые вопросы со словом "политика", как сеющие конфликты и нездоровую атмосферу в Силах обороны, за руководство которых отвечает именно он.

Оригинал