Я пишу этот текст в Мюнхене. В мире мало более подходящих мест для того, чтобы задуматься о необходимости для Запада прекратить снисходительно спускать Владимиру Путину его растущий список международных преступлений. Последним примером было нападение России на украинские военно-морские суда в Черном море, целью которого было продемонстрировать превосходство Кремля над его пока еще суверенным соседом.

У Мюнхена, баварского города прославленных пивных и изящного барокко, есть в прошлом эпизод, связанный с попыткой подобного "умиротворения". 30 сентября 1938 года, когда угрозы, исходящие от режима Адольфа Гитлера, были уже очевидны, премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен, премьер-министр Франции Эдуард Даладье и итальянский лидер Бенито Муссолини подписали Мюнхенский пакт, которым ради сохранения мира уступили нацистской Германии крупные територии, принадлежавшие Чехословакии.

Среди серьезных историков и журналистов существует неписаное правило: никого и ничто не следует сравнивать с Гитлером и Третьим Рейхом, ставшими воплощениями пресонального и исторического зла. Такие прямые сравнения ничему не помогают и не способствуют. Тем более, что русские больше, чем другие народы, пострадали от последствий того, что осталось в истории как "Мюнхенский сговор", и последовавшая за ним Вторая мировая война.

Тем не менее, мюнхенский урок важен для того, чтобы сегодня найти в нем ответ Путину. Цена, которую приходится платить за чрезмерную уступчивость, бывает крайне высока. Уступчивость поощряет расширение амбиций захватчиков, которые начинают рассчитывать на новые приобретения из-за снижения рисков и шансов встретить отпор.

Нападение России на Грузию в 2008 году и фактическая аннексия двух отторгнутых от нее регионов нашло продолжение в незаконной аннексии Крыма в 2014 году, первым насильственном изменении европейских границ после Второй мировой войны. Затем в 2015 году последовало вмешательство Москвы в ситуацию в Сирии на стороне преступного диктатора Башара аль-Асада, а следом в 2016 году произошло и вмешательство России в выборы в США.

Западные разведывательные службы, в основном застигнутые врасплох этими событиями, гадали, что еще может выкинуть российский лидер. Логично было бы предположить, что этой осенью он попытается упрочить региональное влияние и поставить под сомнение авторитет Соединенных Штатов, их европейских союзников, их фундаментальных демократических институтов, НАТО и Европейского Союза, одновременно заблокировав для них возможность принимать новых членов их сферы влияния Москвы.

Частично ответ на этот вопрос появился неделю назад.

Два аспекта военных действий России заслуживают особого внимания. Во-первых, Путин впервые настолько откровенно использовал регулярные вооруженные силы против Украины, хотя раньше он действовал в основном скрытно или через своих ставленников. Во-вторых, открыв огонь по украинским судам, он несомненно осознавал, что начатая им цепочка событий может привести к масштабной войне.

В четверг президент Дональд Трамп напитсал в Twitter, что он отменил встречу с Путиным на полях "Большой двадцатки" в Аргентине. Это был шаг в правильном направлении, но определенно недостаточный.

В интервью немецкому изданию Bild Zeitung на этой неделе президент Украины Петр Порошенко предупредил: "Единственный язык, который понимает Путин, - решительность западного мира. Мы не можем потакать агрессивной политике России. Сначала это был Крым, затем восточная Украина, теперь он хочет Азовское море".

Вот краткая сводка с результатами анализа ситуации экспертами Atlantic Council по тому, что произошло и что можно с єтим сделать.

В 2003 году Россия и Украина достигли соглашения о сотрудничестве и совместном использовании водных путей Азовского моря и Керченского пролива, который расположен между Россией и Крымом и является единственным входом из Азовского моря в Черное.

После того, как Россия незаконно аннексировала Крым в 2014 году, она использовала эту ситуацию чтобы установить полный контроль по обе стороны пролива и построила мост стоимостью в 3,7 миллиарда долларов, соединяющий Крым с материковой Россией. Высота его пролетов в 115 футов (35 метров - Ред) сделала невозможным проход крупных судов к украинским портам Мариуполь и Бердянск, что привело к резкому снижению их грузооборота.

В мае этого года, после завершения строительства моста, Россия перебросила морские суда, в том числе военные корабли Каспийской флотилии, в Азовское море. С тех пор Россия задержала не менее 150 украинских и иностранных торговых судов для допросов членов их экипажей, что, по словам украинских гражданских и портовых властей, стало серьезным препятствием для судоходства и нанесло новый экономический ущерб.

25 ноября российские силы открыли огонь и захватили три украинских военно-морских корабля после того, как не дали им пройти из Черного моря в Азовское через Керченский пролив. Российские войска задержали 24 члена украинских экипажей, шесть из которых получили ранения, и затем переправили их в Москву для уголовного преследования.

Соединенные Штаты, их европейские союзники, Европейский Союз и НАТО осудили агрессию Кремля против Украины. Однако если этим осуждением дело и ограничится, Путину нет смысла останавливаться на достигнутом.

Эксперты Atlantic Council предложили трехсоставный - дипломатический, экономический и военный - ответ, который включает следующие меры (однако ими не ограничивается):

На дипломатическом направлении: США, НАТО, ЕС и другие западные союзники должны не только осудить действия России, но и детально конкретизировать, какие именно международные конвенции и каким образом были нарушены. Среди требований к России должны быть принесение официальных извинений, наказание виновных и немедленное освобождение украинских моряков.

Россия обязана восстановить свободу судоходства в Азовском море для укрианских судов в соответствии с соглашением 2003 года. НАТО и ЕС должны направить в Азовское море совместную миссию для установления всех обстоятельств произошедшего.

На экономическом направлении США и Европа должны с большей жесткостью применять уже действующие санкции, введенные после аннексии Крыма, поскольку именно та аннексия является основным источником проблем. Также они должны подготовить новые санкции в отношении российских финансовых институтов и индустрии морских перевозок, которые будут введены в том случае, если Россия не изменит принятый курс.

Чтобы повысить издержки России, США должны убедить Германию приостановить изначально порочный проект газопровода Nord Stream 2 из России в Германию через Балтийское море. Введение в действие Nord Stream 2, который строится как замена газотранспортной системы Украины, будет стоить Украине 3% падения ВВП. Многочисленные провокации России подрывают все усилия Европы по получению гарантий продолжения газового транзита через Украину после запуска Nord Stream 2.

Учитывая неприкрытое с недавних пор участие России в военных действиях, настало время усилить мониторинг региона Азовского моря силами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе и западными беспилотными летательными аппаратами. Более серьезный эффект могло бы дать расширение непосредственного военного присутствия НАТО и США в восточном Черном море для обеспечения свободы судоходства.

Наконец, США и союзники должны передать для вооружения Украины дополнительные морские и береговые оборонительные системы, в том числе противокорабельные ракеты берегового базирования, патрульные катера, радарные идругие системы наблюдения, отслеживания и разведки.

Критики могут возразить, что такие действия будут восприняты как провокационные. Но история уже научила нас, что попытки умиротворить агрессора оказываются в итоге куда более провоцирующими.

Именно в этом заключается исторический урок Мюнхена.

Оригинальный материал опубликован на сайте CNBC
Переведен для LIGA.net с ведома и разрешения автора