Моя бабушка рассказывала: после амнистии по случаю смерти Сталина в 1953 году в стране начался разгул преступности. Она в то время учительствовала на Донбассе, в маленьком шахтерском городке. Тот год она вспоминала с ужасом: выходить на улицу было опасно, оставаться дома тоже - урки вырезали целые семьи. Местная милиция с преступностью не справлялась. Кошмар прекратился в одну ночь: несколько шахтеров, бывших фронтовиков, вооружившись арматурой, устроили зачистку. В итоге в городке не осталось не только ни одной воровской малины, но и ни одного потенциального убийцы и грабителя. Милиционеры закрыли глаза на массовое убийство уголовников - ни один шахтер не сел за решетку. Это был страшный, но эффективный акт гражданской самоорганизации.

Милиция с преступностью не справлялась. Кошмар прекратился в одну ночь: несколько шахтеров, бывших фронтовиков, вооружившись арматурой, устроили зачистку
В истории с Оксаной Макар произошло другое чудо. Когда жители Николаева вышли на улицу с требованием расследовать преступление, это был акт городского самоуправления. Не бутафорного, а реального. Бутафорно выглядел, пожалуй, лишь законно избранный мер, который с некоторым опозданием сам прибыл на митинг с каким-то лозунгом - протестовать против нерадивых милиционеров, прокуроров и прочих своих коллег по власти.

Когда николаевцы собрались на площади, они превратились в горожан, в европейском смысле этого слова. Они вдруг поняли, что эта милиция, прокуратура, скорая помощь должны принадлежать им. А самое главное в том, что боль Оксаны Макар оказалась их болью. Это сдвиг сознания. Да, "акт самоорганизации", о котором сказано вначале, дает мгновенный эффект, но не решает проблему системно. Самоуправление же, как и любые изменения в культуре, - это на века.

Понятно, что ничего сразу не изменится. Чтобы хоть как-то изменить всю эту "нашу" власть, милицию, медицину и воспитать представителей золотой молодежи, понадобятся годы. И не все сразу получится. Да и получится ли? Остается лишь верить. В людей, в общество, в то, что вневременные муки Оксаны Макар не напрасны.

Дмитрий Фионик, журналист ЛІГАБізнесІнформ