На этой неделе исполнилось ровно пятьсот лет с того дня, как малоизвестный священник, работавший преподавателем теологии в университете, совершил ничем не примечательный для своего времени поступок. Он прибил к двери петицию с требованием провести ученые дебаты по поводу продажи католической церковью "индульгенций", то есть обещаний, что покупатель или его родственник проведет после смерти меньше времени в чистилище.

"95 тезисов" Мартина Лютера, вывешенные им на двери Замковой церкви в немецком городе Виттенберге (одновременно он отправил их копию своему боссу - кардиналу Альбрехту Бранденбургскому), сегодня принято считать той искрой, из которой разгорелась протестантская Реформация. Через год Лютер стал одним из самых известных людей в Европе, а его идеи, пересматривающие взгляды не только на церковные обряды и власть Папы Римского, но, в конечном итоге, на сами отношения человека с Богом, привели к перестройке систем власти и идентичности так, что последствия ощущаются до сих пор.

Почему действия Лютера оказались настолько важными? Ведь призывы к реформе церкви раздавались на протяжении столетий регулярно. Как пишет историк Диармэйд Маккалох в книге "История христианства: Первые три тысячи лет", в течение двух веков до появления Лютера верховенство папской власти в вопросах философии, теологии и политики ставилось под сомнение практически непрерывно. Каким же образом сомнения второстепенного теолога из Саксонии привели к столь масштабной религиозной и политической встряске?

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот текст, пожалуйста, оформите подписку