Против Саргсяна, но не Путина: репортаж из протестующего Еревана
"Это Украина большая страна и у вас там с Донбассом проблемы. У нас маленькая территория. Если Россия разозлится – поглотит всю Армению", - рассуждает участник протеста, студент Тигран.
Следите за проверенными новостями теперь и в WhatsApp
Протесты по всей Армении продолжаются уже девятый день. Несмотря на то, что сами митингующие мирно выражают недовольство властью, полиция уже несколько раз применяла силу, а количество задержанных растет. Сами армяне не хотят, чтобы их протест сравнивали с украинским Майданом – они говорят, что выступают против премьер-министра Сержа Саргсяна, но не против Владимира Путина. Подробности – в репортаже LIGA.net из Еревана.
Постсоветский феномен Саргсяна
Серж Саргсян – культовая личность в Армении. Был главой правительства, потом дважды подряд избирался президентом страны. В конце своей каденции инициировал поправки к Конституции, чтобы превратить Армению в парламентскую республику. С поддержкой коалиционного большинства это было сделать не трудно. Консервативная Республиканская партия в парламенте держится на одном человеке – Серже Саргасяне. Эту армянскую партию без лидера можно сравнить, например, с БПП без Петра Порошенка, Батькивщину без Юлии Тимошенко или Радикальную партию без Олега Ляшко. Серж заявлял, что переход к парламентской республике происходит во имя демократии и свободы. В это же время, он отказывается идти дальше в политику, в том числе, быть президентом или премьером. Митингующие армяне говорят, что поддержали изменения к Конституции не столько из-за передачи полномочий президента главе правительству, сколько для того, чтобы Саргсян ушел. Но он остался – его вновь избрали премьером. Фактически он соврал избирателям, которые теперь девять дней подряд выходят на протесты.
Параллель - Путин, который сделал рокировку с Медведевым, чтобы через одну каденцию вновь возглавить страну. Похожие планы у Саргсяна, только армянский правитель решил еще и вернуть себе все полномочия в кресле премьера. Удивительно, но несмотря на массовость протестов в Армении, поддержки от депутатов у них нет. Есть явный лидер – это оппозиционный депутат от блока Елк Никол Пашинян. К нему позже присоединились еще три депутата, но даже родной блок, от которого Пашинян избирался, его в полном составе не поддержал. Серж Саргсян выстроил такую политическую систему, что в обход его мнения в Армении ничего не происходит. Его еще и поэтому называют маленьким Путиным.
Саргсян – это типичное явление постсоветского пространства. Он как Назарбаев в Казахстане, Лукашенко в Беларуси и Путин в России долгое время находится у власти и сконцентрировал максимальное количество полномочий в одних руках. Митингующие объясняют, как Сержу удается столько раз подряд выигрывать все выборы. Как любят здесь говорить, Армения – это Ереван. Дело в том, что в стране менее 3 млн жителей, из которых 1,5 млн - живет в столице. Еще более 10 млн – это диаспора в разных странах. Саргсяну удается выиграть выборы по двум причинам – это бедность и контролируемая ЦИК.
"В регионах Армении происходят массовые подкупы и фальсификации, а остальные проценты дорисовуют в ЦИК. У нас шутят часто, что у Сержа сходу уже есть 40% голосов еще до начала выборов", - рассказывает один из протестующих с мегафоном Армэн.
"Наш протест против Саргсяна, не против Москвы"
Митингующие в Армении за девять дней протеста выстроили целую структуру децентрализированных многотысячных групп по Еревану и стране. Все началось с прихода Никола Пашиняна, который собрал пару сотен сторонников и отправился пешком по стране поднимать людей на революцию. Он прошел 220 километров. Это дало свой результат: в Ереване к этому времени уже самоорганизовались люди и параллельно начали протесты в центре столицы.
Чтобы избежать тотального контроля полиции и собрать больше людей, протестующие собираются каждый день в 8:00 на площади Республики, делятся на группы и начинают ходу колонн сразу в нескольких местах, при этом им удается блокировать сразу несколько важных дорог в Ереване и административных зданий.
Сам Никол Пашинян называет это бархатной революцией. Он заявил, если не будет ста тысяч людей на улицах – он не будет делать революцию и уйдет из политики навсегда. Его активно поддерживает средний класс и богатые армяне из диаспоры. Поэтому деньги на протесты есть: на революцию решили собрать миллион долларов.
При этом, армяне очень аккуратные в своих высказываниях по поводу финансирования митингов.
"Мы очень не хотим, чтобы наш митинг считали каким-то антироссийским или против Путина, нет. Нам, конечно, не нравится, как близко общается Саргсян с Путиным, но наш протест против Саргсяна, не против Москвы. А уйдет Серж – не будет такого влияния России. Мы вообще не хотим, чтобы кто-то думал, что нас курирует рука Госдепа или Европы. Это армянский народ делает революцию, в том числе и диаспора", - так рассуждает автомобильный активист Райр из Еревана.
К Пашиняну армяне относятся не как к мессии. "Он просто организовывает протесты. Это не борьба за власть Пашиняна, ему это не нужно. Это борьба против Сержа, против тотальной коррупции и бедности. Посмотрите, сколько армян выезжает – в Ереване уже давно нет и 1,5 миллиона людей", - объясняет митингующий Ашот, который пришел в парк на улице Хораце, чтобы поддержать протест.
Протесты в Ереване (фото - LIGA.net)
"Пожалуйста, не называйте это Майданом"
Никола Пашиняна воспринимают здесь исключительно как рупора революции и как человека, который занимается организационными процессами. На вопрос был ли Пашинян хорошим премьер-министром, в Армении никто не спешит отвечать "да". Его многие поддерживают, но не столько кандидатуру, сколько его цель – бархатную революцию. Протестующие всегда подчеркивают это на мирном протесте. Отсюда – нежелание сравнивать это с украинским Майданом.
Украинским журналистам армяне говорят: "Только, пожалуйста, не называйте это Майданом. Мы не хотим, чтобы в Ереване был Майдан". Причин такой позиции несколько. Во-первых, российская пропаганда. Часть армян считает, что Майдан – это исключительно плохое явление. Уточняют: "Мы по телевидению видели, что у вас творится. Мы не хотим такого". Вторая причина – боязнь России. Армяне опасаются, что, если митинг будет ассоциироваться с Майданом, он наберет антироссийских очертаний. И тогда может начаться вмешательство – например, активизация Нагорного Карабаха. Армяне до сих пор вспоминают, как Россия давала оружие обоим сторонам конфликта. И третья причина - нежелание крови. Армяне не хотят, чтобы были драки и смерти на их протестах. Поэтому с опаской рассуждают о параллелях между украинским Майданом и их революцией.
"Это Украина большая страна и у вас там с Донбассом проблемы. У нас маленькая территория. Если Россия разозлится – поглотит всю Армению", - рассуждает студент Тигран.
Восьмой день протестов был пиком по количеству задержанных и вышедших на улицы. Если до этого можно было сомневаться, есть ли хоть пару тысяч протестующих, то 20 апреля произошел переломный момент – больше 10 тысяч армян вышли на митинг. К ним присоединились автомобилисты.
Из интересного: армяне на авто 20 апреля сигналили в гудки весь день по всему Еревану. Это происходило беспрерывно до 2 ночи. Никол Пашинян – лидер протеста – почти никогда не покидает митинг. Он либо кричит в мегафон, либо обсуждает дальнейшие планы – при этом всегда на митинге. Со своей женой, которая тоже принимает активное участие в протестах.
"Полиция – часть народа"
Полиция действует аккуратно. Массовые задержания состоялись только 20 апреля: по разным данным, тогда задержаны были больше 180 человек, но точное количество неизвестно до сих пор, в том числе, адвокатам, которые помогают протестующим.
Ранее были одиночные случаи. Например, 19 апреля, когда заблокировали здание правительства №3, полиция применила силу – людей, которые сидели у входа, держась за руки и не пуская чиновников на работу, начали выдергивать по одному и отводить подальше от правительственного квартала. При этом двоих задержали. Митингующие пытались освободить их из автозака, но ничего не вышло. Митинг разогнали. Это стало каталозатором и уже вечером на улицах было больше тысячи армян. Хотя ранее, утром их было в разы меньше – до 300 человек.
Протесты в Ереване (фото - LIGA.net)
При этом полицейские действуют очень аккуратно: не бьют протестующих и обходят десятой дорогой журналистов. Но после этого случая правоохранители заявили: если будут блокировки госзданий, то будет применяться оружие. После этого, несмотря на заявления Пашиняна дальше блокировать здания, армяне только перекрывают дороги. Но протестующие не боятся полиции. Они им аплодируют и говорят, что это часть их народа, которая тоже не хочет видеть Сержа, но при этом их работа не позволяет им присоединиться.
Протесты в Ереване (фото - LIGA.net)
Был даже забавный случай, когда отец и бабушка полицейского Ашота пришли на митинг. Протестующие просили полицейского присоединиться к митингу. При этом, многотысячная толпа кричала: "Ашот, присоединяйся. Разве ты будешь задерживать своего отца и бабушку?". Кстати, первому полицейскому, который присоединится, армяне предлагают 10 тысяч долларов. Всем остальным – по 2 тысячи. Это уже произошло: один из полицейских присоединился, но денег не взял.
Из-за децентрализированного митинга, полиции сложно контролировать ситуацию. Правоохранителей не хватает, чтобы оцепить все группы митингующих по всему городу. Из-за этого полиция начала принудительно привлекать общественный транспорт. Маршрутки с заклеенными номерами массово перевозили полицию. Саргсян и команда осторожны. Никто из депутатов не делает резких заявлений. Особенно армянские политики боятся зарубежную прессу. Они бросают трубку, убегают, отказывают – делают все, чтобы не отвечать на вопросы.
Саргсян говорит, что право на протесты есть, но тут есть и грань, когда мирный митинг может стать немирным. Но митингующие не проявляют агрессивных действий: не разбирают брусчатку, не строят баррикады. Митинг больше похожий на радостный праздник. Это неоднократно подмечали сами митингующие. Например, 19 апреля пару тысяч армян провели в парке – они играли в игры, загорали на солнце, устраивали пикники и слушали музыку. Таким образом они пытаются доказать, что агрессивных действий не будет и обвинять в этом их - бессмысленно.
Юрий Богданов для LIGA.net