Южная Корея столкнулась с серьезными демографическими проблемами. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей на одну женщину) равен 1,24. Это самый низкий уровень в мире. Он значительно ниже уровня 2,1 ребенка на одну женщину, необходимого для поддержания численности населения без иммиграции. В результате население быстро стареет, а у правительства, несмотря на все его усилия, похоже, нет никого рецепта действий.

Низкий уровень рождаемости является обычным явлением для промышленно развитых стран. До начала экономического бума (это было время, когда большое число детей считалось гарантией обеспеченной старости) уровень рождаемости в Южной Корее был намного выше: до 1960 года усреднённый показатель был выше шести. Однако по мере того как южнокорейская экономика быстро развивалась, стала расти стоимость содержания детей и доля экономически активных женщин, а уровень рождаемости резко снизился, упав ниже цифры 2 в 1980-х годах.

Поначалу падение уровня рождаемости было экономическим благом, потому что домохозяйства больше сберегали и больше инвестировали в развитие детей. В 2015 году доля женщин, зачисленных в вузы, в общей численности женского населения студенческого возраста составила 81% по сравнению со всего лишь 6% в 1980 году. Однако затем снижение количества трудоспособного населения старше 25 лет стало тормозить рост экономики и угрожать будущей стабильности государственной пенсионной системы.

Правительство Южной Кореи пытается решить эти проблемы с помощью ряда мер, нацеленных на повышение уровня рождаемости. Принятый недавно пакет мер предусматривает увеличение длительности отпуска по уходу за ребенком, приоритет записи в государственные детские учреждения для третьего ребенка, субсидии на лечение бесплодия.

Сомнительно, что эти меры помогут повысить уровень рождаемости в стране, и по одной простой причине: они фактически оставляют без внимания серьезные экономические барьеры, которые вынуждают южнокорейцев откладывать или вообще воздерживаться от рождения детей.

Для многих молодых южнокорейцев даже брак стал экономически неосуществимым проектом из-за целого ряда факторов, в том числе дороговизны жилья и высокого уровня безработицы

Одно из этих препятствий - стоимость образования. Южнокорейские родители с готовностью инвестируют в обеспечение своих немногочисленных детей наилучшими возможностями для будущего процветания. В 2015 году они тратили почти 7% располагаемого дохода на частных репетиторов для детей, учившихся в начальной и средней школе. И они платят абсурдно дорого за обучение детей в вузах, которые к тому же больше не гарантируют успеха в жизни. В Южной Корее самый высокий показатель доли частных расходов на обучение в вузах среди всех стран ОЭСР, то есть даже выше, чем в США. Это ведёт к уменьшению количества детей, которое родители считают возможным себе позволить.

В наши дни для многих молодых южнокорейцев даже брак стал экономически неосуществимым проектом из-за целого ряда факторов, в том числе дороговизны жилья и высокого уровня безработицы среди молодежи, в том числе выпускников университетов. Число браков в Южной Корее снизилось с 435 000 в 1996 году до 302 800 в 2015 году. В стране, где только 2% детей рождаются вне брака, данная тенденция оказывает значительное влияние на уровень рождаемости.

Самые высокие барьеры, мешающие росту рождаемости, стоят на пути женщин. Повсеместное гендерное неравенство и отсутствие доступных и качественных услуг по уходу за детьми вынуждает многих южнокорейских женщин уходить с рынка труда поле брака или рождения ребенка.

Поскольку у мужчин длинный и негибкий график рабочего дня, женщины берут на себя львиную доля ответственности за семейные дела. Опрос 2014 года показал, что южнокорейские женщины тратят в среднем 3 часа и 28 минут в день на работу по дому и уход за членами семьи, а мужчины - всего лишь 47 минут. В 2015 году лишь 5,6% родителей, находившихся в отпуске по уходу за ребенком, были мужчинами.

Очень полезным шагом могло бы стать разрешение на въезд в страну иностранных домработниц и нянь

Хотя новый пакет мер призван повысить эту цифру, этого будет недостаточно. Ведь женщинам приходится иметь дело не просто с неравенством во время отпуска по уходу за ребенком. После рождения детей многие из них вообще бросают работу. И многим женщинам этого делать не хочется. Согласно недавнему опросу Федерации корейской промышленности, 38% одиноких женщин-респондентов заявляют, что не хотят иметь детей, в основном из-за страхов перед сложностями на работе или даже её потерей. Лишь треть опрошенных позитивно оценили программу правительства по стимулированию рождаемости.

Правительство Южной Кореи должно проводить более комплексную политику, нацеленную на снижение барьеров, которые мешают рождению детей. Особенно женщины нуждаются в расширении поддержки, чтобы они смогли избавиться от бинарного выбора между карьерой и семьей. Самое главное - дать им возможность иметь более гибкий график работы, создавать более благоприятную корпоративную культуру, гарантировать доступный уход за детьми, причем как государственный, так и частный. В этой связи очень полезным шагом могло бы стать разрешение на въезд в страну иностранных домработниц и нянь.

Южная Корея сохраняет консервативную позицию в вопросах предоставления постоянного вида на жительства иностранным гражданам. Но реальность такова, что в тех развитых странах, где существует рынок услуг нянь и домработниц, у женщин с высшим образованием (и особенно в старшем возрасте), как правило, оказывается больше детей.

Япония смогла повысить свой сверхнизкий уровень рождаемости, достигший дна в 2005 году (1,26), до 1,46 в 2015 году. Это произошло благодаря настойчивым усилиям по снижению стоимости содержания детей и изменений в корпоративной культуре. Для поддержания этой позитивной тенденции правительство недавно решило предпринять ряд инициатив для привлечения в страну иностранных домработниц. Эти перемены стали следствием обещания, данного премьер-министром Синдзо Абэ: не позволить численности населения упасть ниже 100 млн.

Даже там, где появление иностранных домработниц не привело к повышению уровня рождаемости, оно позволило большему числу женщин продолжить работать после рождения ребенка. В Сингапуре, например, семьи часто нанимают прислугу из соседних стран, например, Филиппин и Индонезии, которая живет с ними в одном доме и заботиться о хозяйстве и детях. Уровень рождаемости в Сингапуре сейчас равен всего лишь 1,3 (один из самых низких в мире), но данная политика помогает стране привлекать иностранные таланты для поддержания демографического баланса и стабильности экономики.

Демографические перемены в какой-то степени являются неизбежными, как и их преображающее влияние на экономику. Но есть шаги, которые правительство может предпринять для формирования новых демографических трендов или смягчения их негативных последствий. Если Южная Корея создаст условия, в которых семьи смогут счастливо жить и работать, размеры таких семей начнут увеличиваться.

Ли Чен-Ва - профессор экономики и директор Института азиатских исследований в Корейском университете. Автор книги "Образование имеет значение: Глобальные успехи с XIX-го по XXI-й век" в соавторстве с Робертом Барро из Гарвардского университета

Copyright: Project Syndicate, 2016

Подписывайтесь на аккаунт ЛІГА.net в Twitter и Facebook: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.