Счет за "шахеды": статус террористов для КСИР сделал невозможными переговоры Ирана с ЕС

Что означает признание Корпуса стражей исламской революции (КСИР) террористической организацией? Как вы, наверное, знаете, Европейский Союз признал КСИР террористической организацией 29 января 2026 года, а Украина – 2 февраля 2026 года.
Этот шаг, несомненно, является историческим сдвигом в международной политике, что свидетельствует об окончательном переходе от попыток дипломатического сдерживания Ирана к политике его полной изоляции.
Это не просто символический акт, а введение жесткого правового режима, опирающегося на осознание, что любое коммерческое или финансовое взаимодействие с КСИР теперь считается финансированием терроризма.
Напомню, что, по разным оценкам, КСИР контролирует от 30% до 50% экономики Ирана. Это предполагает, что все счета и имущество КСИР на территории ЕС подлежат немедленному блокированию, а члены организации автоматически получают запрет на въезд, в то же время их деятельность за рубежом подпадает под юрисдикцию антитеррористических служб.
У нас, в отличие от ЕС, вряд ли есть на нашей территории счета и имущество КСИР. Для Украины такое решение – прямой ответ на поставки Ираном дронов-камикадзе ("шахед") и другого вооружения, использующегося для ударов по украинским городам. Соответственно, КСИР официально признан субъектом, совершающим террористические акты на территории Украины. Поскольку именно КСИР курирует ракетные и дроновые программы, этот статус делает любых международных поставщиков компонентов для этих программ соучастниками терроризма.
Решение ЕС было в значительной степени продиктовано жестоким подавлением внутренних протестов в Иране, начавшихся в конце 2025 года. Признание КСИР террористами является сигналом поддержки иранскому гражданскому обществу, борющемуся против режима.
Здесь не могу не вспомнить позицию Франции и Испании, долгое время оппонировавших этому решению. В целом аргументы Парижа и Мадрида были весомыми. КСИР – это официальная ветвь вооруженных сил суверенного государства. Французские и испанские юристы опасались, что признание части государственной армии террористами создаст опасный правовой прецедент, который может быть использован другими странами против западных военных структур. Это была главная официальная причина.
Согласно законодательству ЕС, для внесения организации в террористический список необходимо решение суда или компетентного органа (полиции или прокуратуры) страны-члена ЕС, которое бы доказывало причастность этой группы к террористическому акту именно на территории Евросоюза. Для Франции, как одного из главных архитекторов Совместного всеобъемлющего плана действий 2015 года, важным было опасение, что официальное клеймение КСИР как террористов окончательно "сожжет все мосты" для переговоров по сдерживанию иранской ядерной программы. Испания, в свою очередь, поддерживала идею, что дипломатический канал должен оставаться открытым, пока есть хотя бы минимальный шанс на компромисс.
Что изменило их позицию? Обозреватели называют три главных аргумента.
Во-первых, это военное сотрудничество с РФ. Поставка дронов для ударов по Украине сделала КСИР прямой угрозой европейской безопасности.
Во-вторых, как я уже отмечал, жестокость КСИР внутри Ирана. Масштабы репрессий против протестующих пересекли "красную линию" общественного мнения в Европе.
И, в-третьих, самое важное – факты о наличии террористического заговора КСИР в Европе.
Когда спецслужбы Германии и Франции зафиксировали прямые попытки КСИР организовать покушения на европейской земле, юридический аргумент об "отсутствии доказательств терроризма в ЕС" наконец-то исчез.
Что из этого следует? Тегеран уже отреагировал, назвав все армии стран ЕС "террористическими организациями", что повышает риски для европейских военных и дипломатов на Ближнем Востоке.
Теперь позиция ЕС, Украины, США, Канады и Австралии по Ирану стала синхронизированной, и это закрывает лазейки, которыми режим пользовался для обхода санкций, и усложняет его выживание.
Это решение, по сути, ставит точку на попытках реанимировать "ядерную сделку" (СВПД) в ее предыдущем виде, поскольку переговоры с организацией, признанной террористической, юридически почти невозможны.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.


Комментарии (0)