Государственный дефолт - это отказ страны от исполнения своих обязательств. Обычно государство либо не может, либо не хочет возвращать долги. В теории, важны только обязательства в иностранной валюте, так как долги в национальной валюте правительство может погасить, просто печатая деньги.

Текущий внешний государственный долг Украины составляет всего $40 млрд, или 33-36% от ВВП. Это уровень где-то выше среднего, но не критичный. Конечно, сегодня наша страна не смогла бы его полностью и сразу выплатить, но причин и возможностей требовать его моментального погашения у кредиторов сейчас нет.

Также нет и особенной угрозы не вернуть кредиты, срок которых истекает в следующем году. В первые 7 месяцев 2015-го бюджету надо отдавать ежемесячно по $500 млн погашения и процентов по внешним долгам, в то время как общие ежемесячные расходы бюджета составляют 30-35 млрд грн. Затем в августе передышка, а в сентябре-октябре надо выплатить $500 млн и €600 млн по государственным еврооблигациям, что тоже вполне терпимо. Но вот в декабре нам надо вернуть $3 млрд российского кредита, взятого Януковичем. Его за нас отдаст МВФ или комитет доноров, и мы будем должны им. Как видите, ситуация с дефолтом далека от критической.

выплаты 20151.JPG
выплаты 20151.JPG

С другой стороны, какие классические последствия государственного дефолта (и есть ли они в Украине)? Закрытые внешние финансовые рынки (есть), банковский кризис (есть), стремительная девальвация (есть), бюджетный кризис (есть), падение производства (есть), бегство инвесторов (есть). Оказывается, мы уже почти год как живем со всеми последствиями дефолта, а самого дефолта нет! Так что, наверное, стоит перестать бояться этого слова.

Возможно ли ухудшение ситуации? Если власть, наконец, не начнет судебную реформу, не будет сокращать расходы бюджета, не поднимет тарифы на отопление/газ и не сократит пенсии, то конечно возможно! Но ухудшение будет выглядеть как еще более сильная девальвация, например до 30 гривен за доллар. Вместо реформ государство обесценит девальвацией свои обязательства перед бюджетниками, внутренними кредиторами и пенсионерами. Плохие банки умрут, несколько банков спасут, часть депозитов конвертируют в акции банков. Будет шок и остановка бизнеса на пару месяцев. Если народ не сметет правительство, то придет МВФ, а если сметет, то придет Путин.

Но на выплату внешних долгов у государства денег хватит, поэтому это все будет называться не дефолт, а углубление фискально-экономического кризиса.

Sobolev_Oleskiy.jpg

Автор - Алексей Соболев, член совета директоров CFA Society Ukraine