Последние несколько лет активных инвестиций в Украину, в том числе и в украинскую аграрную отрасль, практически не было. Иностранный капитал если и приходил в страну, то только в виде финансовой помощи. Тогда как "долговое окно" для украинских аграрных компаний и вовсе было закрыто. На рынке аграрных M&A большинство реальных покупателей (тех, кто действительно заключает сделки) также представлено местными компаниями. У некоторых из них есть иностранные владельцы. Но в большинстве случаев речь все-таки идет о бизнесе, который уже присутствует в Украине.

Тихая гавань для инвесторов

После периода активной реструктуризации долгов инвесторы продолжают осторожничать. Но постепенно возобновляют интерес к проектам в Украине. Ситуация меняется, пусть и не так быстро, как хотелось бы. Оценочная стоимость аграрных компаний также постепенно возвращается к докризисному уровню (сделки с цифрой в $800-900 за гектар сегодня уже вполне реальны). 

Читайте также: Откуда в Украину идут инвестиции

Интерес к сельскому хозяйству и пищевой промышленности подогревается еще и тем, что для инвесторов эти отрасли - так называемые тихие гавани для капитала, которые могут эффективно противостоять кризису. Как правило, это бизнесы, в которых есть валютная выручка, либо продукция которых привязана к ценам в иностранной валюте, а также отрасли, которые имеют стратегическое значение для экономики страны.

Рынок долгового капитала

Позитивным сигналом является и то, что впервые с 2013 года для украинских компаний открылся рынок долгового капитала. Крупнейший производитель и экспортер подсолнечного масла Kernel Holdings объявил о размещении пятилетних еврооблигаций на $500 млн. При этом бумаги были выпущены с минимальным спредом к облигациям Украины (похвастаться такими низкими спредами к суверенам могут не многие компании с украинскими активами).

Читайте также: Агровенчур: зачем Иванчик и Уткин создали Agro Сore

Однако, несмотря на столь успешное размещение, эксперты не спешат с заявлениями о грядущем инвестиционном буме в украинской аграрной отрасли. Безусловно, данная сделка является знаковой, однако вряд ли повлияет на точечный характер подобных корпоративных размещений. Еврооблигации продолжают оставаться прерогативой очень узкого круга крупных аграрных компаний с безукоризненным кредитным портфелем и доверием инвесторов. 

Ситуация с Kernel Holdings - лишнее подтверждение тому, что рынок долгового капитала на самом деле не закрыт, просто период легких денег закончился. Компании, которые предварительно проводят тщательную внутреннюю подготовку, могут претендовать на данный источник финансирования на довольно выгодных условиях, однако перечень таких компаний достаточно краток. Остается вопрос, что делать остальным.

Структурные преобразования прежде всего

Привлекательность украинских аграрных компаний для иностранных инвесторов стоит на двух китах: структурные преобразования и работа над эффективностью (в том числе и технологическое преобразование). И в первом и во втором случае это целый пласт системной работы. Однако решение данных проблем давно назрело, и тогда как уровень эффективности методично, из года в год подтягивается благодаря систематическим усилиям самих аграрных компаний, в плане структурных преобразований ситуация меняется недопустимо медленно.

Читайте также: С новым долгом. Как Кернел сумел привлечь $500 млн

Недопустимо, потому что украинский банковский сектор в условиях довольно жестких ограничений не может служить полноценным источником финансирования для развития отрасли. И речь не только и не столько о банковском финансировании. Ведь для любой финансирующей стороны предоставление капитала - это всегда вопрос финансирования какого-то денежного потока. В случае с украинским аграрным сектором получение залога под это финансирование довольно проблематично, поскольку бизнес, капитал которого обеспечивает весь производственный процесс, сбор урожая и его дальнейшую реализацию, не владеет базовым ресурсом - землей.

Хочется верить, что мы станем свидетелями еще не одного блестящего размещения на рынке долгового капитала или выхода на фондовые площадки. Однако реальность такова, что инвестиции придут в Украину только с началом структурных реформ и с появлением четких прозрачных правил, которые сделают данный сектор гибким, понятным и привлекательным для иностранного капитала. До этого данные успешные кейсы будут носить точечный характер. 

Да, большинство из требуемых преобразований (такие, скажем, как земельная реформа) порой напоминают сложное уравнение со многими неизвестными. Однако данные уравнения необходимо решать, поскольку цена ожидания несоизмеримо выше.

Анна Бондаренко, эксперт по финансовым вопросам УКАБ

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.