"Только что вернулся из Европы. Поездка стала большим успехом для Америки. Тяжелая работа, но большие результаты!". Так Дональд Трамп описал в твиттере свое возвращение из продолжительного и насыщенного турне по миру. Начавшись в Саудовской Аравии - крайне необычный выбор для первого иностранного визита американского президента - оно закончилось в Европе, где оценки итогов далеки от оптимизма главы Белого Дома.

В каком-то смысле результаты, конечно, немаленькие. Трамп произнес программную речь в Саудовской Аравии, озвучив стремление к "реализму с принципами"; рассказал европейским союзникам о том, как они должны относиться к вопросам безопасности; подвесил будущую участь Парижского соглашения по климату; сотворил ненужную неопределенность вокруг cтатьи 5 Вашингтонского договора и оказался в центре нескольких курьезных эпизодов. Совсем неплохо для недельной программы. Но станут ли эти результаты большим успехом для Америки - пока что большой вопрос.

Если подводить общий итог коротко, то создается впечатление, что Трамп обменял часть долгосрочных обязательств и ценностных ориентиров США в глобальной политике на возможность заработать. Иными словами, если рассматривать его турне как масштабную распродажу американских политических активов, то его можно считать успешным. Эти активы частично превращены либо непосредственно в деньги - как в Саудовской Аравии; либо в хорошую возможность заработать деньги под общим лозунгом "европейцы должны платить за ту безопасность, которую американцы для них создают". На первый взгляд, подход прагматический и беспроигрышный. В конце концов, мы и сами большие приверженцы прагматизма во внешней политике, и имеем длительную историю распродажи разных ее элементов. Но простые решения имеют обратную сторону.

Cоздается впечатление, что Трамп обменял часть долгосрочных обязательств и ценностных ориентиров США в глобальной политике на возможность заработать.

Во-первых, под сомнение поставлено стратегическое партнерство с Европой, и слова Ангелы Меркель о том, что времена, когда Европа и США могли полностью положиться друг на друга, прошли - это очень плохой сигнал. ЕС для США - самый близкий и самый естественный союзник. Утрата взаимного доверия не будет компенсирована для Вашингтона никакими финансовыми выгодами. Гоняясь за дополнительными процентами европейских взносов в общий бюджет НАТО, американский президент рискует подорвать самую важную из основ долгосрочной глобальной стратегии США. И борьба с распространением ядерного оружия, и игры в глобальную геополитику, а борьба с международным терроризмом - то есть все ключевые долгосрочные цели США - требуют максимально тесного партнерства с Европой. Тактические цели, вроде выстраивания правильной линии в отношении России или решение задач на Ближнем Востоке, также значительно проще решать с европейцами, чем без них. Похоже на то, что Дональд Трамп переводит политические баллы в доллары по не очень правильному курсу.

Во-вторых, отчетливое желание воспринимать внешнюю политику как бизнес, отраженное в словах о "реализме с принципами", может сыграть злую шутку. Соединить "реализм" и "принципы" так, чтобы максимально развязать себе руки и освободиться от обязательства там, где их не хочется выполнять, конечно, дело заманчивое, но тоже имеет обратную сторону. Америка становится непредсказуемой. В каком случае основой для принятия решений будут "принципы", а в каком - "интересы"? Любую политику можно оправдать сочетанием этих двух слов. Скажем, снятие санкций с России станет соответствовать "интересам", а их сохранение - "принципам". Потеряв уверенность в американской политике, многочисленные союзники Вашингтона по всему миру отреагируют очень разнообразно, и последствия для региональных систем безопасности окажутся непредсказуемыми.

Похоже, что Дональд Трамп переводит политические баллы в доллары по не очень правильному курсу.

В-третьих, в наиболее концентрированном виде это касается НАТО. Внезапно, в период, когда российский ревизионизм создает новые вызовы для европейской безопасности, ее основа, НАТО, теряет часть своей надежности. Для этого вполне достаточно предвыборной риторики Дональда Трампа и его невнятной позиции по поводу активации статьи 5 Вашингтонского договора. Возможно, ему кажется, что более твердую позицию Америки неплохо бы подороже продать, но результат будет совершенно иным. Вся эффективность и сила НАТО - не в ее огромных совокупных военных возможностях, а в ее надежности, выраженной в вере потенциальных противников в то, что все страны Альянса будут защищать любое государство-член в случае агрессии против него. Поставив под сомнение эту надежность, Трамп обесценивает акции НАТО в целом, выражаясь финансовой терминологией, что вряд ли хорошая новость для США - ее крупнейшего "акционера".

Нынешний исторический момент крайне неблагоприятен для выбранной Дональдом Трампом риторики. Обменивать политические обязательства на что-то другое, торговаться и рисковать - в принципе, часть политики. Но сегодня мир находится в опасной фазе дестабилизации и нуждается в ответственном и надежном лидерстве. США, хотят они того или нет, с их уникальным силовым - в широком смысле слова - статусом несут ответственность за глобальную безопасность. Именно они окажутся среди главных проигравших, если эта безопасность окончательно разрушится, и хаос воцарится на многочисленных региональных просторах мира.

Мало кто из американских президентов искренне интересовался вопросами внешней политики. Один из таких, Вудро Вильсон, вошел в историю как автор крайне нестабильного мирового порядка, приведшего в итоге ко Второй мировой войне. Зато Рональд Рейган, не имевший, в отличие от Вильсона, профильного образования, победил в "холодной войне" и обеспечил США величайший геополитический триумф. Неразборчивость Дональда Трампа в вопросах внешней политики - это еще не приговор. Но неверная оценка ситуации в мире и стремление к краткосрочной выгоде вполне может им стать.

Николай Капитоненко
редактор UA: Ukraine Analytica

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook и Google+: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.