Налоговый компромисс - пожалуй, самая актуальная тема для отечественного бизнеса. Многие предприниматели уже поручили своим финдирам произвести предварительные расчеты, сколько будет стоить налоговый компромисс для их бизнеса. Цифры красноречиво говорят, что прекрасная идея снять с бизнеса удавку прошлых налоговых нарушений вряд ли будет реализована.

Верховная Рада отложила голосование по этому закону. Попробуем разобраться, что из себя представляет налоговый компромисс.

Слишком дорого

По своей сути компромисс означает возможность для бизнеса уплатить часть заниженных ранее налоговых обязательств, избавившись тем самым от ответственности. Такой себе аналог налоговой индульгенции. И даже ставка на первый взгляд представляется не такой уж большой - 15% (может быть, 10% как альтернативное предложение комитета по налоговой и таможенной политике) от заниженных налоговых обязательств. Компромисс касается двух налогов: налога на прибыль и НДС. Вот только, вооружившись калькулятором, можно получить весьма печальный результат. 

На заседании комитета Верховной Рады по налоговой и таможенной политике бизнесмены представили свои расчеты - сколько же им придется заплатить, если ставка будет 15%. Очень неожиданный результат: пойдя на налоговый компромисс, компании, работающей "как все", придется заплатить 4,875% от оборота - и это только по результатам оптимизации за прошлый год. За три года, в течение которых предлагается формировать компромисс, цифра достигнет 14,625% от среднегодовой выручки за этот же период.

Пойдя на налоговый компромисс, компании, работающей "как все", придется заплатить 4,875% от оборота - и это только по результатам оптимизации за прошлый год

Какой бизнес может себе это позволить? Например, торговые сети счастливы, если их рентабельность 3-3,5%: при многомиллиардном обороте это сотни миллионов. Для многих такая уравнительная радость налогового компромисса окажется последним фискальным подвигом. Заплатив за компромисс, большинство просто не сможет работать дальше.

Основной контраргумент: "Но бизнесмены же уклонялись от налогов, а значит, сэкономили. Вот теперь из этих денег пусть с державой и поделятся". Безусловно, факт уклонения имеет место едва ли не в большей части отечественного бизнеса. Но поверьте, мы говорим не о простой экономии на налогах, которые пошли на личные счета, яхты и недвижимость в Лондоне.

Последние годы бизнесу приходилось работать в условиях необычайно агрессивной коррупционной среды. Можно смело утверждать, что львиная доля неуплаченных налогов уходила на откуп от сотрудников проверяющих органов. А что не шло на взятки, использовалось для создания ценового преимущества. Так, радующая сейчас патриотов разница в российских и украинских ценах, которую ощутили жители Крыма, имеет всю ту же уклончивую природу. Поэтому многомиллиардных заначек у отечественного бизнеса нет. Источник оплаты компромисса один: вынуть деньги из оборота. А это неизбежно повлечет сокращение деловой активности и увольнения.

Чиновники, утверждающие, что, предлагая бизнесу налоговый компромисс, государство идет навстречу предпринимателям, мягко говоря, лукавят. Ведь само государство и было основным инструментом теневой экономики. Кто сформировал  экосистему конвертационных центров - площадок? Кто устраивал "маски-шоу" и открывал уголовные дела против предпринимателей, не желающих пользоваться площадками?

Государство было основным инструментом теневой экономики. Кто сформировал экосистему конвертационных центров - площадок? Кто устраивал "маски-шоу" и открывал уголовные дела против предпринимателей, не желающих пользоваться площадками?

Это была (и во многом еще остается) параллельная официальной отчетности реальность, на обеспечение которой были брошены все силы государства. Поэтому о прощении бизнеса государством говорить сейчас неуместно.

Демпинг от коррупционера 

Скорее всего, многие бизнесмены пойдут даже на дорогостоящий налоговый компромисс, так как мечтают избавиться от прессинга правоохранительных органов. Даже самоубийственные ставки будут заплачены, лишь бы закрыть уголовные дела.

По сути, государство открыло еще одно окно приема денег для избавления от ответственности. Но это может оказаться неэффективным, поскольку нереформированная правоохранительная система наверняка предложит бизнесу возможность получить индульгенцию чуть дешевле. Компромисс 15%? Не проблема! Закрою и забуду о тебе навсегда за 10% наличными.

Нулевая ставка по обязательствам за все предыдущие периоды - это единственный вариант, при котором государство сможет выстроить нормальный диалог с бизнесом 

Важно помнить, что администрировать компромисс государство доверяет той самой налоговой службе, которую пару месяцев назад называли основным центром координации налоговых площадок. Следить за законностью будет та самая прокуратура, доказывать правоту надо будет в том самом суде и так далее.

Какую бы ставку налогового компромисса ни назначило государство, остатки старой правоохранительной и фискальной системы найдут, как выдоить свою коррупционную ренту. Кроме одного варианта - полной налоговой амнистии. Нулевая ставка по обязательствам за все предыдущие периоды - это единственный вариант, при котором Украина сможет выстроить нормальный диалог с бизнесом.

Автор - управляющий партнер Адвокатского объединения Юскутум