10 апреля появились сообщения о результатах социологического исследования аудиторской фирмы Ernst&Young об отношении к коррупции в бизнес-сообществах разных стран, в том числе в украинском. Так как анонимный опрос проводился в 100 компаниях Украины, фактически была оценена степень готовности украинских компаний (точнее, их руководителей) решать проблемы своих предприятий коррупционным путем. Степень готовности оказалась большая: опрошенные руководители компаний явно склонны поддерживать коррупцию, а не противодействовать ей. По этому показателю они вывели Украину в рейтинге на первое место, опередив своих коллег из 40 стран.

С легкой руки наших СМИ информация о результатах опроса была многими понята извращенно, будто это не бизнес-круги, а государство Украина (то есть, власть) заняло первое место в международном рейтинге коррупции. И даже прозвучавший в Верховной Раде абсолютно правильный комментарий относительно этого исследования премьер-министра Владимира Гройсмана практически не был услышан.

Извращение интерпретации опубликованного рейтинга именно в том, что оценку отношения к коррупции одной стороны - бизнес-сообщества, - применили к другой стороне - государственному аппарату. В коррупции участвуют как минимум две стороны: те, кто взятки дают, и те, кто взятки берут. Опрос был сознательно нацелен на сторону, которая обычно выступает как дающая взятку, то есть, определялась готовность бизнес-сообщества участвовать в коррупционных сделках. Привычные к ежедневному поношению за коррумрированность государственные органы Украины именно к этому исследованию имели лишь косвенное отношение, как вторая сторона коррупционных сделок.

С учетом этого, опубликованные результаты исследования корректнее оценить как один из показателей состояния гражданского общества (частью которого является бизнес-сообщество), а не госуправления. Исследование фактически должно было выявить, на какой общественной почве произрастает коррупция. Результаты показали, что именно в украинском бизнесе сохраняется готовность платить взятки, подарки, откаты, доли в бизнесе, высокая терпимость к коррупционной практике в целом и, как прямое следствие, низкая степень его общественной зрелости.

Коррупция может и должна быть уничтожена прежде всего принципиальным отказом от участия в ней, затем содействием вскрытию фактов вымогательства и, наконец, реальными суровыми на наказаниями для выявленных коррупционеров. Если гражданское общество выработает практическую нетерпимость к коррупции, тогда и коррупция будет вянуть до полного своего истощения. Для этого надо, чтобы жители страны научились быть ответственными гражданами, а не покорными подданными, готовыми платить вымогателям. И бизнес в этом смысле не исключение.

Гражданам Украины следует поблагодарить аудиторов Ernst&Young за исследование, результаты которого вскрыли картину одной из наших национальных бед в новом ракурсе. По-прежнему только от нас зависит, воспользуемся ли мы этими результатами для исправления ситуации. Победы добивается тот, кто трезво оценивает ситуацию и работает над ее исправлением. Трезвая оценка у нас есть, и она показывает, что нам в Украине все еще предстоит так изменить общественную ситуацию, чтобы согласных давать взятки стало настолько мало, чтобы соблазн брать взятки перестал себя оправдывать.

И только тогда нам удастся уступить лидерство в следующем таком рейтинге кому-либо другому.

Павел Плева
бизнесмен

Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в Twitter, Facebook, ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте - все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.