Считается, что ныне покойный Егор Гайдар когда-то сформулировал главную формулу российского политического процесса. Мол, суть его всегда состоит в обмене свободы на колбасу и колбасы - на свободу. Российская свобода взяла верх над советской колбасой по два двадцать. Потом сдала позиции углеводородной салями "путинского копчения". Эта аналогия слишком поверхностна, чтобы быть безусловной правдой. Но первые десять лет путинского правления, совпавшие со скачком цен на нефть и газ, продавались избирателю именно под таким соусом. Постимперская приправа была добавлена в него для остроты. Основу же подливы составляло противопоставление сытых и стабильных 2000-х голодным и разнузданным 1990-м. Сейчас ситуация в России постепенно меняется - колбасы на всех уже не хватает. Но дело не в этом. А в том, что с 2009 года креативный образ нынешнего президента Украины и его партии выстраивался в рамках похожей смысловой матрицы. Ознаменованные постоянными конфликтами оранжевые годы назывались не иначе как временем всеобщего бардака. Политики оранжевого лагеря - трепачами. Из противоположного угла политринга на них взирали суровые донецкие парни - немногословные крепкие хозяйственники, которые точно знали, что делать с экономикой и инфраструктурой. Избирателям было понятно - с этими сильно не забалуешь. Однако облик суровых парней намекал - где-то там, за их спиной, уже прямо сейчас пашет на общее благо целый колбасный комбинат. И стоит только дать им власть - продукция комбината разлетится по всей Украине со скоростью экспресса Hyundai.

Власть дали. Парни с имиджем крепких хозяйственников разговорами о реформах и поднятием экономики с инфраструктурой (Евро-2012 - помните, было такое мероприятие?) три года оправдывали свое пребывание у власти и разные сомнительные поступки, начиная с посадки политических конкурентов и заканчивая отдельными случаями перераспределения собственности в интересах нескольких своих представителей.

Киев в этой политтехнологической короне получил место центрального рубина. На примере столицы матрица власти должна была раскрываться во всей красе. Свободы киевлян максимально сузили, отобрали право выбирать полноценного мэра и районные советы. Более того, даже выборы мэра с урезанными полномочиями отказались назначать - из боязни проигрыша. Взамен избалованным столичным полагался целый железнодорожный состав колбасы под управлением назначенного на Банковой машинистом Александра Попова. Власть крепких хозяйственников должна была на примере Киева продемонстрировать, какие плоды приносит концентрация полномочий и пресловутая политическая стабильность Виктора Януковича. Миллиарды долларов, вложенные в столицу, в ее развязки и мосты, становились примером и уроком для всей страны. Вот зачем сажали Юлию Тимошенко, умножали на ноль парламент, ломали суды. Все для вас, граждане. Наступил порядок, рост экономики, не за горами процветание. Потерпите еще немного. 

Каждый неубранный сугроб, показанный по национальному телевидению - это укор системе власти, которую выстроил Янукович. Снег попросту расставил все на свои места
Можно ли сказать, что прошедший над Киевом 22-23 марта сильный снегопад вдруг резко отрыл всем глаза на происходящее? Нет. То, что в стране происходит нечто совсем не то, что должно было бы происходить, стало понятно не сегодня и даже не вчера. Просто ситуация в столице оказалась беспрецедентно наглядной, а оттого и последней демонстрацией управленческого и экономического бессилия нынешнего руководства Украины. Оказавшийся в состоянии снежно-транспортного коллапса Киев просто забил последний гвоздь в гроб мифа о суровых, но профессиональных донецких парнях. Оказалось, что их суровость и жесткость - не панацея от живописного бардака, образовавшегося на улицах столицы. Каждый неубранный сугроб, показанный по национальному телевидению - это укор системе власти, которую выстроил Янукович. И если бы сугробы умели кричать, они бы кричали: "А король-то голый!" Снег попросту расставил все на свои места.

За кризисом в Киеве, таким образом, следует жесткий кризис идентичности власти. Раз власть не может исполнять свои самые непосредственные функции даже в столице, следовательно, все жертвы последних трех лет были напрасны. Все, что было совершено, было совершено без некой сверхцели. Напротив, цель была самая приземленная - власть концентрировалась ради власти, Юлю сажали ради посадки. Такая смысловая цепочка - удар по режиму. Ведь получается, что права граждан де-факто сужены, бизнес закошмарен, и при этом не просто забыта программа из 21-й реформы Януковича и все предвыборные обещания, но дело дошло до того, что даже со снегопадом они совладать не в состоянии. Как говаривал герой известного фильма, "до чего довел планету этот фигляр ПЖ".

Далее деконструкция мифа доходит до своего логического конца вместе с вопросом о том, а ради чего, собственно, такая власть нужна? Только ради личной выгоды? Это может быть единственной сакральной целью носителей этой власти. Однако в такой предельно откровенной упаковке "перепродать" Януковича избирателям в 2015 году практически невозможно. Значит, стратеги Банковой начнут создавать какой-то новый миф о Викторе Федоровиче и Партии регионов. Миф, под прикрытием которого накануне президентских выборов в страну будут влиты очень большие деньги. А пока старый миф разрушен окончательно, давайте посмотрим на власть взглядом, не замутненным будущими большими вливаниями. Маски сброшены, господа. Под маской крепких хозяйственников - посредственность, осваивающая миллиарды гривен украинских налогоплательщиков.

Сергей Высоцкий, ЛІГАБізнесІнформ