Мобилизация воспринимается как несправедливая. Как это исправить

Все, кажется, понимают, что мобилизация необходима, если мы хотим сохранить Украину, сохранить собственные права и свободы, защитить своих детей. Все понимают, но мало кто принимает необходимость своей личной мобилизации, и не только потому, что страшно, не только потому, что мобилизация разрушает привычный образ жизни, а часто разрушает и личную жизнь, семьи, но главное, я думаю, – люди не принимают свою личную мобилизацию, потому что мобилизация несправедлива.
Кто не смог отмазаться, откосить, заплатить – тот и идет служить, кто не имеет брони – едет на фронт, кого поймали – тому не повезло, богатые проводят время в ресторанах, бедные – в окопах, пусть сначала военные пенсионеры, полицейские, судьи и прокуроры, а потом уже я. Именно так аргументируют свою позицию противники личной мобилизации. В их аргументах есть правда, но нет оправдания.
Что нужно сделать, чтобы мобилизация была справедливой?
Первое – вернуться к конституционным нормам. В Конституции Украины нет возрастных и гендерных ограничений для проведения мобилизации. Да, конечно, правительство и президент могут объявлять мобилизацию отдельных возрастных групп (как сейчас, с 25 лет) и не мобилизовать женщин, однако это не добавляет мобилизации справедливости.
Второе – отменить искусственные привилегии для молодежи ("контракт 18-24"), которых не имеют те, кто сумел выжить с 2022-го, с 2014-го года.
Хотя многие военные, особенно командиры, приветствуют такие правила, стремясь наполнить свои поредевшие подразделения личным составом, однако молодые "миллионеры" с правом выезда за границу среди истощенных старых солдат – эта история тоже не о справедливости.
Третье – должен быть четкий механизм демобилизации. Хотя бы временной. Хотя бы в виде длительного отпуска. Война будет еще долгой, и те мобилизованные, которые отслужили год или два года (например), должны иметь право уйти "на дембель" на полгода, например.
Кроме того, демобилизовать надо стариков, хронически больных, покалеченных войной (в том числе психически), а также наркоманов и алкоголиков. Последних направить в трудовые батальоны на строительство укреплений.
Четвертое – дезертирство (СОЧ – самовольное оставление части) необходимо заново криминализировать. Дезертиры – какие бы ни были у них мотивы – должны отвечать по закону, и не отсиживаться где-то на зоне в тылу, а строить укрепления на первой и второй линиях обороны, восстанавливать разрушенное.
Нужно дать СОЧ-никам время – максимум неделю для возвращения в часть, после чего находить и наказывать.
Пятое – нужна военная полиция как правоохранительная структура для поддержания порядка в прифронтовой полосе, для поиска и задержания дезертиров, для сопровождения мобилизационных мероприятий.
Нужна военная прокуратура, которая бы рассматривала не только дела дезертиров и отказников, но и правомерность действий командиров, которые не берегут своих бойцов.
Шестое – необходимо восстановить срочную службу. Срочная служба должна быть сроком на один год для мужчин и женщин в возрасте от 18 до 22 лет.
Срочники должны служить в тыловых районах – охранять/защищать границу, побережье, важные государственные, энергетические, военные объекты. Срочники должны активно привлекаться к службе в ПВО (мобильные группы). Во время прохождения срочной службы они должны получить усиленную военную подготовку.
Седьмое – мобилизационный возраст необходимо снизить до 23 лет (как минимум). Мобилизации должны подлежать и мужчины, и женщины. Мужчины – до 50 лет, женщины – до 40 лет. Остальные – на добровольной основе. Старики в армии не нужны.
Из мобилизованных женщин должны комплектоваться, преимущественно, женские воинские подразделения ПВО, Нацгвардии, ГПСУ для прохождения службы в тыловых районах.
Восьмое – мобилизация должна стать справедливой, для чего надо отменить бронирование определенных категорий населения.
Мобилизация должна быть по жребию – здесь не надо изобретать особый "украинский велосипед", а использовать американский опыт, когда на год вперед разыгрываются дни рождения, и военнообязанный заранее будет знать, в какой день ему надо прийти в военкомат. А уже после того, как он придет в военкомат, в течение 10 дней (например) он сможет либо получить бронь (если есть основания для этого), либо отправиться в центр подготовки.
Девятое – функции военкоматов (ТЦК) надо передать из Сухопутных войск в гражданскую структуру, которую следует формировать преимущественно из ветеранов войны, инвалидов войны, героев войны, вышедших в отставку по разным причинам.
Уверен, что в случае выполнения этого плана или подобного ему, воюющая армия получит минимум полмиллиона здоровых бойцов, избавится от больных, пожилых, а также алко- и наркозависимых. Охрану и оборону тыловых районов и неба над страной возьмут на себя военнослужащие срочной службы и женские подразделения.
Главное – станет больше справедливости и мотивации. Все будет по-честному.
Можно ли такое сделать быстро? Конечно, ведь есть проверенный "турбо-режим" в Верховной Раде. Нужна только политическая воля.
Хотите стать колумнистом LIGA.net - пишите нам на почту. Но сначала, пожалуйста, ознакомьтесь с нашими требованиями к колонкам.
Комментарии (0)