В последнее время много говорят о том, что молодые мужчины и парни все чаще склоняются вправо.

Эти тревоги небезосновательны. Некоторые молодые мужчины действительно привлекаются мизогинным онлайн-контентом, который с помощью алгоритмов соцсетей может стать "вратами" в более широкий ультраправый мир. Также правда, что у парней чаще возникают трудности в образовании, что деиндустриализация уничтожила типичные карьерные пути для тех, кто плохо сдает экзамены, и что мужчинам с низким социальным статусом все сложнее найти пару.

Но о гораздо более глубоком сдвиге в голосовании молодых женщин – которые стремительно движутся влево – написано значительно меньше. Джон Берн-Мердок еще в прошлом году обратил внимание на глобальную тенденцию к гендерной поляризации среди младших возрастных групп. И из его исследований ясно видно: в большинстве стран этот разрыв обусловлен прежде всего тем, что женщины радикально сдвигаются влево, а не мужчины – вправо (заметным исключением является Южная Корея). Однако внимание сосредоточено преимущественно на мужчинах.

Эта тенденция сохраняется и на последних выборах. В Великобритании в прошлом году почти четверть женщин в возрасте 18–24 лет проголосовали за Зеленых и лишь 12% – за любую правую партию. С тех пор поддержка Reform среди этой возрастной группы, согласно опросам, не выросла – весь прирост голосов пришелся на старших избирателей, тогда как позиции Зеленых существенно улучшились.

В Германии в начале этого года 34% женщин 18–24 лет отдали голоса за Die Linke, что дало левой партии мощный импульс для возрождения и возвращения в Бундестаг. В Испании, согласно одному из опросов на европейских выборах прошлого года, 59% женщин 25–30 лет заявили, что будут голосовать за левые силы. В Австралии, согласно анализу 2024 года, женщины поколения Z являются самым левым электоральным сегментом.

Несмотря на фокус на молодых мужчинах, распределение их голосов между левыми и правыми силами в большинстве стран остается относительно стабильным во времени. Мы действительно видим сдвиг внутри правого электората молодых мужчин – от традиционных партий центра к радикально правым. Но это происходит среди мужчин всех возрастных групп. В то же время молодые женщины не просто сдвигаются влево – они еще и в рамках левого спектра выбирают более радикальные партии, такие как Зеленые или Die Linke. Этого не наблюдается среди старших женщин, у которых либо сохраняется стабильность, либо сдвиг влево гораздо менее выражен.

Если это действительно долгосрочное изменение, оно будет все сильнее влиять на политику – влияние, которого еще не видно в публичном дискурсе, который в основном сосредоточен на заботах старших мужчин-избирателей. Далее я рассмотрю, как изменялись гендерные тренды в голосовании с течением времени, почему сейчас происходит этот новый левый сдвиг – и какие политические последствия он будет иметь в ближайшие десятилетия.

Разблокируйте чтобы читать дальше
Чтобы прочитать этот материал, подпишитесь на LIGA PRO
Уже есть LIGA PRO?