Принятый в конце прошлого года парламентом и оперативно подписанный президентом закон "О всеукраинском референдуме" вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Прежде всего, потому что закон, например, позволяет выносить на референдум по народной инициативе новую редакцию Конституции, что прямо противоречит положениям действующего Основного закона, который предусматривает разработку и принятие изменений в парламенте, и только для отдельных разделов - последующее всенародное утверждение.

Ясно, что принятие подобных законопроектов продиктовано желанием команды президента и самого Виктора Януковича остаться при власти после 2015 года. Например, можно вспомнить пример соседней Беларуси, где полновластие Александра Лукашенко началось именно с "всенародного референдума". Очевидно, проведение конституционного референдума и у нас рассматривается как возможность продлить полномочия нынешнего гаранта без утомительных и отнюдь не заведомо победных выборов.

Однако перспективы использования референдума для легитимизации и продления власти Януковича пока выглядят не радужно. Например, тот же Лукашенко, проводя референдумы, опирался на реальную поддержку значительной части граждан. Янукович о такой популярности может и не мечтать.

Зато налицо другой факт: принятый пропрезидентским большинством и подписанный президентом законопроект, конституционность которого можно поставить под сомнение, уже начал работать против самого Януковича. Дело в том, что Компартия начинает процедуру сбора подписей за проведение референдума о вступлении Украины в Таможенный союз. Тот самый, в который нас так настойчиво зовет Владимир Путин и который не вызывает большого энтузиазма у украинской власти.

Для КПУ референдум о Таможенном союзе - беспроигрышная лотерея. Другое дело - президент Украины. Акция коммунистов ставит Януковича в крайне неудобное положение
Напомню, что агитацией за референдумы как средство принятия политических решений, а также за вступление Украины в Таможенный союз Путина давно агитирует виртуоз подковерной украинской политики Виктор Медведчук со своим объединением Украинский выбор. Очевидно, что поднимая соответствующие вопросы, КПУ обозначает дрейф в направлении Кремля, который может оказаться весьма перспективным как в плане электоральной поддержки, так и в плане российской помощи.

В любом случае для КПУ это - беспроигрышная лотерея, которая позволит застолбить за собой статус лучших друзей России. Другое дело - президент Украины. Акция коммунистов ставит Януковича в крайне неудобное положение.

Предположим, коммунисты собрали необходимое количество подписей. Тогда президент будет вынужден вынести вопрос на референдум. И тут не помогут заложенные в законе механизмы, которые (в теории) должны были оградить Януковича от вопросов, которые ему могут не понравиться. Речь о "проверке вопросов референдума на соответствие Конституции", эту обязанность закон о референдуме возлагает на президента. Если он пойдет на это, то его сразу заклеймят как врага союза с Россией, а это - значительная потеря электоральной поддержки. То же самое будет в случае, если у президента сочтут собранные подписи недействительными, если попытаются затянуть референдум. И даже если референдум состоится, но поставленный коммунистами вопрос не наберет необходимой поддержки, и в этом случае президента и его партию обвинят в фальсификации и саботаже дружбы с Россией, что снова-таки повлечет электоральные потери.

С другой стороны, если на референдуме подтвердится поддержка вступления в Таможенный союз, Янукович потеряет пространство для маневра и будет вынужден капитулировать на самых невыгодных для него условиях Кремля.

Как ни посмотри, но ситуация выглядит таким образом, что написав сомнительный с точки зрения Конституции закон, протолкнув его через парламент, освятив его своей подписью, президент сыграл в чужих интересах и заложил возможность быть загнанным в глухой угол накануне ожесточенных и даже решающих политических баталий. Тех же президентских выборов-2015.

Петр Олещук, политолог