Чиновники самых разных уровней не устают говорить о необходимости развивать собственную добычу газа в Украине. Громкие заявления звучат чуть ли не ежедневно. Но в реальные улучшения они трансформируются лишь в редких случаях.

Сегодня только несколько добывающих компаний сохраняют рост добычи на фоне общего падения. И то скорее по инерции. Государственные компании пока борются за удержание показателей. Частные производители могли бы уже к 2016 году давать стране до 6 млрд куб м в год. Но в реальности эта цифра не превысила и 4 млрд грн.

Чтобы в Украине росла добыча газа, в отрасль нужно постоянно и много вкладывать. Но разве можно рассчитывать на стабильный приток инвестиций, если отраслевое законодательство меняется практически каждые полгода?

Налоговый режим

Вернемся в прошлое: в 2014 году рента на добычу газа была увеличена почти в два раза - с 28 до 55% для скважин глубиной менее 5 000 м и с 15 до 28% - более 5 000 м. Бизнес отреагировал на это мгновенным сокращением капиталовложений. Несколько иностранных компаний и вовсе покинули рынок.

Чтобы в Украине росла добыча газа, в отрасль нужно постоянно и много вкладывать. Но разве можно рассчитывать на стабильный приток инвестиций, если отраслевое законодательство меняется практически каждые полгода?

Чтобы доказать пагубность высоких ставок ренты, газодобытчикам понадобилось почти полтора года. За это время Украина потеряла миллиарды гривень инвестиций. Рента была снижена к прежнему уровню только с 1 января 2016 года.

Однако этого уже недостаточно для интенсивного наращивания добычи газа, которое мы наблюдали два года назад. Ведь цена газа упала в 2,5 раза в долларовом эквиваленте (к которому привязаны все расходы газодобытчиков на оборудование и материалы) и инвестиционная привлекательность бизнеса - вслед за ней.

Сегодня нужна новая, стимулирующая модель налогообложения газодобычи, которая будет обеспечивать необходимый объем капиталовложений как из внутренних, так и из внешних источников.

Уже предложено несколько вариантов, как может выглядеть эта модель. Они не раз рассматривались на различных рабочих группах при министерствах и ведомствах. Но сегодня пока нет понимания, когда дело дойдет до согласований и утверждений на высшем уровне.

Районы газодобычи практически не ощущают пользы от тех многих миллионов, которые уплачиваются в виде налогов

Не менее важно, чтобы налоговый режим оставался стабильным. Необходимо законодательно закрепить невозможность изменений условий работы компаний в режиме "сегодня на завтра". Просто на слова поверят уже немногие.

И еще одна важная деталь: часть налоговых платежей должна оставаться в сельских и районных советах. Ведь сейчас рента в полном объеме оседает в госбюджете и там как бы растворяется. Районы газодобычи практически не ощущают пользы от тех многих миллионов, которые уплачиваются в виде налогов.

Страховой запас

Парадокс инвестиционной среды в Украине еще и в том, что когда случаются положительные вещи - такие как снижение ренты, сразу же должно случиться что-то плохое.

Так, с начала 2016 года газодобытчиков обязали создавать страховой запас газа в размере 50% от объема месячной поставки. То есть, если ты хочешь кому-то продать 100 млн куб м, то должен закачать в подземное хранилище еще 50 млн. Это якобы должно помочь избежать перебоев с поставками газа потребителям, если в газотранспортной системе его вдруг окажется недостаточно.

Вдобавок было введено финансовое обеспечение в размере 20% стоимости месячной поставки. Этот инструмент, по сути, дублирует функции страхового запаса. Только вместо газа в хранилище нужно положить деньги в банк. И уже не на один месяц, а на два с половиной.

Вот и получается - 70% месячного объема газа каждой компании "заморожены". Деньги - а это от десятков до сотен миллионов гривень в зависимости от объемов и цены поставки - просто лежат и не работают. Хотя могли бы пойти на наращивание объемов добычи.

При этом пока никто внятно не объяснил, как рассчитывались проценты. Есть подозрение, что это было сделано просто по принципу "чем больше - тем лучше". Практика схожих с Украиной по энергетическому балансу стран свидетельствует: такие высокие ставки не являются необходимыми. Дополнительно риски, связанные со стабильностью поставок, можно снизить путем перехода с ежемесячной балансировки газа на ежесуточную.

Верховная Рада услышала эти аргументы и в первом чтении приняла законопроект о снижении страхового запаса до 10%. Но практически сразу компании получили сюрприз на другом фронте: НКРЭКУ на своем сайте разместила изменения в кодекс ГТС, которые предусматривают увеличение финансового обеспечения с 20 до 60%. То есть теперь суммарно газодобытчики рискуют не только не добиться улучшения, а даже оказаться в еще худшей ситуации.

Интересно, что в обосновании постановления регулятор декларирует желание снизить финансовую нагрузку на поставщиков, поскольку "дополнительные расходы трансформируются в увеличение стоимости поставленного природного газа потребителям". Таким образом, получается противоречие: ведь в этой ситуации логично было бы снижать финобеспечение, а не повышать его.

Разрешительная система

Разрешительная система остается бичом всего бизнеса в Украине, и газодобыча - не исключение. Наибольшие сложности возникают при получении лицензий на новые нефтегазовые месторождения. Даже имея ресурсы, инвестор не всегда может вложить их в освоение новых участков.

За последние три года государство регулярно проводило аукционы по выдаче спецразрешений на пользование недрами. Однако лишь несколько площадей были действительно привлекательными для добытчиков, о чем свидетельствовала серьезная борьба за них.

За последние три года государство регулярно проводило аукционы по выдаче спецразрешений на пользование недрами. Однако лишь несколько площадей были действительно привлекательными для добытчиков, о чем свидетельствовала серьезная борьба за них

В то же время фирмы-однодневки получают перспективные участки без каких-либо аукционов - с помощью сомнительных схем, с которыми нормальный инвестор с именем связываться никогда не будет. Мы видим попытки государства исключить такие схемы. Но уверенности, что они не вернутся вновь, пока нет.

С бюрократией и непрозрачностью приходится сталкиваться и в каждодневной операционной деятельности. Только представьте: сейчас землеотвод одной площади занимает не менее девяти месяцев. И это притом что правила игры на рынке газодобычи меняются чуть ли не каждые полгода.

То есть, начиная отвод земли, инвестор может даже не догадываться, в каких условиях ему придется бурить скважины, не введут ли еще какие-нибудь платежи в бюджет, сможет ли он свободно продавать свой газ и по какой цене.

Министерство энергетики задекларировало хорошую цель: к 2020 году планируется увеличить добычу газа в Украине до 27 млрд кубометров. Мы разделяем уверенность, что это возможно. У страны есть для этого необходимые составляющие: значительные неразведанные ресурсы, необходимые специалисты. С учетом мероприятий по энергоэффективности, в перспективе мы можем свести к минимуму импорт газа или вовсе отказаться от него.

Но такая амбициозная цель будет достигнута только тогда, когда все приложат максимальные усилия: государство, бизнес и общественность. Надо прислушиваться друг к другу и действовать как одна команда.

Автор: Юлия Боржемская, начальник отдела по правовому обеспечению ЧАО "Нефтегаздобыча"