Морской бой: сценарии развития военной и политической ситуации
Таран российскими кораблями украинского буксира Яны Капу (скрин из видео)

25 ноября 2018 года на выходе из Керченского пролива Российская Федерация применила оружие против трех военных кораблей ВМС Украины. Все три корабля были захвачены, несколько членов экипажа получили ранения.

Редакция LIGA.net обратилась к нескольким аналитикам с предложением дать прогноз развития ситуации после очередного акта прямой агрессии России против украинских боевых кораблей в Азовском море.

Мы не ограничивали экспертов в характере и направлении прогнозов (военная ситуация, политическая ситуация, региональная, экономическая и т.д.), каждый из них выделил тот аспект, который считал важным для своего понимания происходящих процессов.


Глен Грант
Глен Грант

Глен Грант, британский военный эксперт, полковник в отставке, консультант Украинского института будущего.

Надо посмотреть, как именно будут развиваться события. Сейчас россияне установили блокаду пролива и атаковали наши корабли. Согласно данным зарубежных источников, они усиливают военно-морской флот в Черном море за счет других флотов. Очевидно, что они предпринимают не только это. Им вполне по силам устроить полноценную блокаду, и я сомневаюсь, что какая-то другая страна попытается эту блокаду снять, а у Украины в настоящее время нет для этого необходимых ресурсов.

Если Россия еще более усилит флот, для нее просматриваются три основных направления действий на море. Первый: они могут попытаться связать оккупированные районы Донбасса с Крымом. Второй - блокировать Одессу. Третий - связать с морем Приднестровье. У каждого из этих вариантов есть привлекательные стороны и риски. Насколько я знаю русских, они продолжат блокаду и выберут четвертый вариант - что-то другое. Мы должны быть готовы к неожиданностям.

Читайте также: Глен Грант: Война в Азовском море уже началась

Николай Белесков
Николай Белесков

Николай Белесков, заместитель директора Института мировой политики, Украина

Россияне уже сделали все, что им было нужно в плане "картинки", и дальнейшая эскалация ситуации им не нужна. Все поставленные задачи в Керченском проливе они сейчас решили. Поэтому сами они больше ничего предпринимать не будут. Все зависит от нашей реакции, принципиальны именно те шаги, которые будет предпринимать Украина. Объявление войны - не вариант, да и нарастание психоза на руку именно России. Что-то можно будет уверенно прогнозировать после того, как прояснится конкретика с объявлением режима военного положения.

Читайте также: Таран в Керченском проливе: что это значит для Украины и России

Игорь Тышкевич
Игорь Тышкевич

Игорь Тышкевич, эксперт Украинского института будущего, Украина

Вопрос в том, насколько Петр Порошенко готов поднимать ставки. Для внутренней политики введение военного положения - это отсутствие выборов, возможное ограничение свобод, которое может вводиться не сразу и не на всей территории Украины (несмотря на заявления на Совбезе) и так далее. Насколько режим военного положения может стать проблемой, зависит действия данного режима. В случае введения военного положения на 4 и более месяцев, об избирательных кампаниях 2019 года можно забыть. Это будет означать проблемы в том числе с инвестициями, с вложениями в экономику - никто не будет вкладывать в страну, которая переходит на военное положение. Возврат работы возможен, но на 2-3 год действия режима. То же самое с паникой населения - скупкой товаров (тут в первый месяц правительство сможет отчитаться о росте продаж, а потом будет падение), падением гривны (люди и бизнес будут скупать валюту) и так далее. На фоне проблем с выплатой долга, это может привести к проблемам в экономике в принципе. С другой стороны, возможно, будет проще "пройти через дефолт", что не так плохо, учитывая общие размеры внешнего долга.

Возможен ли "облегченный вариант"? Возможен. Если по времени режим военного положения будет ограничен максимум 2-3 месяцами. В идеале - месяц-два (Турчинов заявил о 60 днях). В таком случае в стране проводятся давно назревшие мероприятия по зачистке информационного поля, "ставятся на паузу" акции протеста, страна повышает ставки в диалоге с партнёрами. А после - возврат к привычному мотиву "демонстрация преданности идеалам демократии". Что из этого сбудется - узнаем уже сегодня.

В Раде за режим военного положения проголосуют. Вряд ли кто на таком фоне решиться сделать иначе.

Президент также поднял вопрос Будапештского меморандума. В принципе, сейчас действительно имеет место неоспоримый акт агрессии. Возможно, в случае "облегченного варианта" президенту удастся перехватить риторику конкурентов о "возврате к Будапештскому меморандуму".