Четвертый год полномасштабной войны я уже не измеряю датами и политическими заявлениями. Для меня это жизни людей, пережитые истории и глубокая тревога за страну, которую капля за каплей покидают люди. А из жизни часто уходят лучшие из нас.

В начале полномасштабного вторжения я с командой Голоса Америки посещала только что освобожденные от оккупации поселки и городки Киевской области. Никогда не забуду разрушенный на 80 процентов Мощун. Это было примерно через два месяца после освобождения. Вокруг – сгоревшие дома, обломки, проваленные крыши. И запах пожарища до сих пор ощущался в воздухе.

70-летний Владимир водил нас по своему разрушенному поместью без крыши, где в саду продолжали цвести красные розы. Он рассказал, что прятал здесь соседей, пока им чудом не удалось эвакуироваться, а потом дом заселили оккупанты. В подвале до сих пор лежали части российской военной формы, покрывала и стоял тухлый дух.

Он показывал руины своего дома и сказал совсем буднично: "Я уже зарегистрировал план на восстановление".

Для меня это одна из самых точных сцен об устойчивости и лидерстве в Украине. Потому что лидерство – это о способности брать ответственность и строить, даже когда вокруг руины. Именно этим Украина держится. На сегодня в общине Мощуна построено 137 модульных домов, 7 фельдшерских пунктов и строится детский сад.

Лидерство часто путают с популярностью, медийностью или сильным характером. Но настоящее лидерство – это способность принимать ответственные решения. Оно требует умения слушать других, учитывать различные точки зрения, иметь стратегическое видение и глубокое понимание социальных процессов. Особенно тогда, когда давление невероятное, а ошибка может стоить человеческих жизней или утраченного доверия к стране.

30 лет мы строили Украину на руинах советской системы, которая десятилетиями уничтожала национальную элиту, подрывала доверие к управленцам и практически "вытравливала" культуру ответственного лидерства. Она воспитывала управленца, который перекладывает ее. Культивировала лояльность вместо компетентности. Учила выживать, а не управлять.

Эта инерция тянется все времена современной Украины – и это одна из ключевых причин наших постоянных кризисов.

После Революции достоинства и особенно после полномасштабного вторжения России в Украине начала формироваться новая генерация лидеров – людей, готовых брать на себя ответственность и принимать сложные решения в чрезвычайно тяжелых условиях.

Это огромный шанс для страны.

Современной Украине критически нужны лидеры с четким видением, способные сочетать профессионализм, психологическую устойчивость, знания и эмоциональный интеллект. Для этого надо постоянно учиться и искать новые креативные методы профессиональной переподготовки и привлечения к государственной службе сильных людей.

Я испытала это на себе. Воспитав самостоятельно двух дочерей и достигнув определенных профессиональных высот, в свои 46 лет я снова пошла учиться. Образование в Гарвардском университете по стипендии Фонда Нимана подтвердило, что обучение позволяет развиваться и совершенствоваться.

Сегодня я вовлечена в основание и амбассадорство ряда образовательных инициатив, которые формируют новую генерацию украинских лидеров в государственном управлении, общественном секторе и медиа.

Инициатива литовского правительства Create Ukraine поощряет украинцев в возрасте 22–35 лет после обучения или работы за рубежом возвращаться и работать в украинских государственных структурах. Пилотный проект в прошлом году привлек 10 участников. В этом году в проект из 250 желающих отобрали 25 молодых профессионалов. Программа формирует когорту государственных управленцев, способных трансформировать Украину.

Другой большой проект – "Образование для победы", который мы с коллегами учредили в сотрудничестве с London School of Economics (LSE). Это программа для украинских управленцев, военных, лидеров гражданского общества и представителей местной власти – людей, которые сейчас и в будущем будут принимать стратегические решения для государства.

Я вижу эти программы как скелет будущего государственного управления на всех уровнях.

Ценность такого образования хорошо понимает и крупный международный бизнес. Например, в этом году программу "Образование для победы" поддержала международная группа CRH, которая работает в Украине уже более четверти века. В целом, корпорации и финансовые учреждения – как Siemens, Vinci, Maersk – охотно инвестируют в развитие управленцев и образованных лидеров, ведь осознают прямую зависимость между качеством управления, стабильностью общества и прогнозируемым бизнес-климатом.

Это инвестиция не только в экономику. Это инвестиция в новый стандарт – где знания, ответственность и профессионализм становятся нормой.

Несмотря на длительную войну и ежедневные вызовы, нам надо позаботиться, чтобы после победы мы не повторили ошибок прошлого: не выбирали во власть людей только по эмоциям, не сводили управление к технократии без ценностей и не игнорировали профессиональных менеджеров. Коррупция и хроническое недофинансирование государственных институтов остаются серьезными рисками.

Украина уже сдала экзамен на несокрушимость. Но впереди еще более сложный: экзамен на зрелость.