Недавно Минфин представил проект изменений в Налоговый кодекс, который по традиции окрестил налоговой реформой. Конечно, реформой его назвать сложно, поскольку документ не меняет ни одной значимой ставки налога (НДФЛ, НДС, налог на прибыль). Причины понятны: реформу проводить надо, но после прошлогоднего кардинального снижения единого социального взноса (ЕСВ) с 41 до 22%, насколько мне известно, МВФ попросил украинское правительство больше ничего радикального по ставкам не предпринимать. Очевидно, эта позиция и была выражена Минфином в законопроекте. 

Читайте также: Почти реформа. Что на самом деле предлагает Минфин

В финансовом ведомстве утверждают, что главная претензия бизнеса в отношении налоговой системы - не высокие ставки, а сложное и не всегда качественное администрирование. С этим тезисом невозможно согласиться. Мантру о том, что со ставками у нас все в порядке, Минфин повторяет уже не первый год, продолжая при этом постепенно повышать налоги. Пора понять, что бизнесу важны все элементы налогового законодательства: какие налоги он будет платить, когда и как.

Мантру о том, что со ставками у нас все в порядке, Минфин повторяет уже не первый год, продолжая при этом постепенно повышать налоги

Бизнес ждет низких и прогнозированных налогов. Он ожидает, что ему не подложат под елку очередные кардинальные изменения. Кстати, в прошлом году Минфин готовил довольно смелый проект налоговой реформы, где предлагалось сделать все ставки одинаковыми. Эта идея (когда ставка единая с широкой базой налогообложения) отвечает идее либеральной экономики, о которой все говорят, но никто не хочет делать конкретные шаги.

Тем не менее законопроект содержит ряд позитивных моментов. Например, в части НДС убирается возможность не возмещать НДС, если твоя компания не соответствует каким-то, часто надуманным критериям. То есть оплатил НДС на электронный счет - его и получаешь. Два реестра по возмещению НДС планируется объединить в один, хотя на практике они и так работают как один, так что на работу бизнеса это нововведение никак не повлияет. В целом же законопроект, скорее, позитивен для бизнеса, поскольку действительно упрощает администрирование налогов.

Есть в документе и интересные детали. К примеру, попытка протащить через Раду решение о том, чтобы забрать у ДФС полномочия по администрированию баз данных. Не факт, что Минфин сможет эти полномочия адекватно реализовать. При этом Минфин фактически втягивает себя в войну с налоговиками, а разборки одного органа с другим - это не то, что, на мой взгляд, сейчас нужно Украине. Все прекрасно помнят, чем закончилось прошлогоднее противостояние с другим влиятельным органом - налоговым комитетом Верховной Рады: реформа была провалена. Поэтому хотелось бы отделить реформу ГФС от законопроекта, который в целом посвящен упрощению администрирования налогов.

Читайте также: Замминистра финансов: Наша главная цель - ускорить реформу ГФС

Что касается "идеи фикс" министерства - ликвидации налоговой милиции и создания нового органа, фискальной полиции, вообще-то, это советская практика - держать отдельный вид милиции чуть ли не для каждого государственного органа. В свое время у нас даже была ветеринарная милиция, которая бегала за животными, чтобы те не распространяли болезни… Конечно же, от этого нужно уходить: у нас уже есть национальная полиция - единый орган, в составе которого должны находиться все силовые функции.

Что касается "идеи фикс" министерства - ликвидации налоговой милиции и создания нового органа, фискальной полиции, вообще-то, это советская практика - держать отдельный вид милиции чуть ли не для каждого государственного органа

Ликвидация налоговой милиции - это приоритет номер один для министра финансов Александра Данилюка, об этом он заявил в первые же дни вступления в должность. И сейчас о ней говорят, как о приоритете. Кстати, если мы посмотрим на бюджетную резолюцию на 2017 год, то и в пояснительной записке к ней Минфин пишет об этом как о приоритете. Возникает вопрос: сколько можно говорить и когда это наконец будет сделано? Мы же понимаем, что в органе, которому грозит ликвидация, никто не работает, а все лишь пытаются "урвать последнее".

В контексте налоговой реформы нельзя не упомянуть замену налога на прибыль налогом на выведенный капитал. Эту идею активно обсуждают в экспертных кругах, Минфин же отвергает такую меру, считая ее невыгодной для бизнеса.

Перспектива введения такого налога, скорее, позитив. Он постепенно становится популярным в Европе: к примеру, недавно его ввели у себя Эстония и Грузия. Налог на выведенный капитал - это лучший способ борьбы с лишними налоговыми проверками, так как его введение позволит избавиться от большинства контактов бизнеса с налоговой службой. И конечно же, для бизнеса он более приемлем. Однако данный налог может работать только в случае, если по всей стране на все виды бизнеса будет установлена одинаковая ставка, как Минфин и предлагал в прошлом году.

Автор - глава Украинского общества экономических свобод, замглавы Украинской аграрной ассоциации  Марьян Заблоцкий