Итак, парад в Москве и в целом визит Си Цзиньпина зафиксировали политическую реальность: Россия является вассалом Китая, сателлитной страной, существующей исключительно в орбите "старшего брата".

В отличие от Орбана и Фицо, которые еще могут маневрировать между Брюсселем, Москвой и Вашингтоном; в отличие от стран Центральной Азии, которые могут балансировать между Москвой и Пекином, – Путину маневрировать негде и балансировать не с кем.

Игра в многополярный мир окончилась для России тупиком.

Как и предполагалось еще в 2022 году, на арену выходит игрок, в руках которого все карты. Они там были давно, но должно было пройти три кровавых года. Китай должен сказать свое слово, но каким оно будет?

Стратегическая цель Китая – мировое доминирование, замаскированное под названием "Сообщество общей судьбы человечества".

Эта идея, являющаяся официальной внешнеполитической доктриной Китая, основана на понимании, что мир стоит перед глобальными вызовами, которые невозможно решить в одиночку, поэтому лучше с ними справиться совместно под руководством "старшего брата", самого сильного и самого мудрого. Кто этот "старший брат" – догадайтесь сами.

(В целом китайский взгляд на мир заключается в том, что Китай всегда был ведущей цивилизацией человечества, но его унизительно согнали с этой позиции в последние 200 лет, и вот теперь он возвращается на свое законное место. Это не соответствует действительности: Китай был ведущей цивилизацией в течение 1200 лет, условно с 550 до 1750, но в остальные эпохи более или менее исследованной 15-тысячелетней истории человечества он плелся в хвосте.)

Какова же стратегия Китая в отношении российско-украинской войны?

Нужна ли Китаю победа России? Нет, не нужна, ибо это будет означать усиление России, обретение ею большего статуса, а также закрепление в международной практике права сильных изменять границы слабых. Это Китаю не нужно.

Нужно ли Китаю поражение России? Нет, потому что это означает усиление западного мира, частью которого, безусловно, является Украина. Российское поражение также означает вероятный распад России, после чего разные ее части будут пытаться дистанцироваться от Китая (тюркские и монгольские народы его боятся и ненавидят), хотя какие-то другие части будут радостно падать в китайские объятия.

Может, Китаю нужно бесконечное продолжение войны? Нет, потому что это увеличивает риски на фоне негативной экономической динамики.

Так какой же вариант является лучшим для Китая?

А тот, что есть сейчас. Война продолжается, но никто не побеждает. Война продолжается, но ресурсы для ведения войны иссякают. В то же время все боятся эскалации, и это толкает слабых в объятия Китая, а сильных заставляет совершать ошибки.

В интересах Китая оставить Россию слабой, но агрессивной; цельной, но полностью зависимой; войну бесконечной, но не горячей; сохранить возможность управлять неопределенностью и лишить других такой возможности; иметь возможность использовать Россию как таран, но оставаться за кулисами, собирая добычу.

С этой точки зрения, для Китая все складывается как нельзя лучше.

1. Россия не способна победить.

2. Россия не способна остановиться и будет продолжать.

3. Китай не вступает в войну явно, но без него Россия не может продолжать. Китай может гибко управлять интенсивностью событий.

4. Россия не имеет возможности маневра, не способна балансировать между Китаем и кем-то другим.

5. Российские союзники, вассалы и сателлиты переходят к Китаю все вместе.

6. США проиграют этот раунд вчистую. Европа растеряна.

7. Весь мир понимает, с кем тут нужно договариваться.

Ключевые китайские проблемы:

- замедление экономики, рост безработицы,

- значительная зависимость от экспорта,

- ловушка среднего дохода: зарплаты растут, теперь Китай больше не "дешевая мастерская",

- старение населения, остановка демографического роста,

- сильный дисбаланс между мужчинами и женщинами,

– постоянная потребность в дешевых ресурсах.

Так что китайская стратегия в отношении России будет совмещать:

- постепенный захват контроля над российскими ресурсами: реальный контроль без политической ответственности, который можно обеспечить через китайские компании и совместные проекты,

- демографическое проникновение в российские регионы,

- непосредственный политический контроль над отдельными регионами без вторжения путем концессий и т.д.

Как выглядит тогда интерес Украины?

В наших интересах, чтобы Россия развалилась и не могла служить китайским инструментом, но чтобы это произошло аккуратно и не хаотично, до того, как Китай возьмет все под контроль.

Оригинал